Здесь может быть ваша статья...

Ежеменский С. Н.,
член Заводоуковского
родословного общества «Истоки»

 

Моя бабушка по линии отца происходила из старинного крестьянского рода Глазуновых, жившего на Заводоуковской земле с начала ХVIII века. В этом очерке мы проследим их родословную, связанную с историей деревни Пугина до конца ХIХ века.

Перепись 1710 года дает возможность установить, что в районы Среднего Притоболья приходили крестьяне из разных уездов центральной части России, а также из слобод Урала и Северного Поморья. В 1741 году Ялуторовский острог с приписанными к нему 32 деревнями, насчитывал свыше 3,5 тыс. жителей. Процесс образования новых деревень шел в местах с более плодородными землями, в Заводоуковской волости вдоль речки Ук и озер. На раннем этапе заселения под термином деревня понималось поле, участок земли под хлебопашество. Затем после возведения на этом месте постоянных строений поселение через 3-5 лет приобретает статус деревни.

Дома и избы деревенских жителей строились из больших бревен, толщиной около 40 см. Рубились они топором. Пол из половинок бревен стелили вверх плоской стороной на массивные балки, врубленные в стены. Потолок также из половинок или целых бревен поддерживали «матицей» - толстым бревном, врубленным в противоположные стены. Крыша, как правило, была высокой, двускатной. Вверху, на стыке скатов концы досок перекрывались толстым выдолбленным снизу бревном-коньком. Конец конька обычно выдавался вперед и иногда декоративно обрабатывался.

Окна в домах были небольшие, 50 - 70 см высотой, квадратной формы. В них вставлялась слюда, бычий пузырь, или в зимнее время пластина льда. Во многих домах имелись выводные кирпичные трубы, и печь топилась по-белому. Внутри избы обычно стоял прямоугольный стол, вдоль стен располагались лавки, а вверху полки для хозяйственных нужд. Под потолком над входной дверью устраивали палати, где спали в зимнее время.

На сегодня точная дата возникновения деревни Пугиной не установлена, но известно то, что одним из первых жителей её в первой половине ХVIII века был государственный крестьянин Андрей Глазунов с сыновьями Яковом (1707 года рождения) и Иваном (1711 года рождения). Государственные крестьяне платили в казну подушную подать и сверх того феодальную ренту во всех трех ее формах: отработочной, натуральной и денежной государству как собственнику земли. В Сибири государственное право уживалось с обычаем потомственного владения и распоряжения землей в крестьянской среде. Это было связано с вольно-захватным способом приобретения земли крестьянами.

Волостная и сельская общины определяли порядок эксплуатации угодий, которые оставались в общем пользовании: выгонов, лугов, озер, лесов, выполняли судебные функции, раскладку податей, вмешивались в семейные отношения крестьян. Деревенский «мир» заботили вопросы сохранения и поддержание такого морального климата, который обеспечивал бы привитие молодому поколению трудовых навыков, лучших в понимании крестьян нравственных черт, интересовали вопросы религии и церкви. Авторитет общины закреплялся на совершении по определенным датам совместных празднований, имевшим свои ритуалы.

Деревня Пугина располагалась на возвышенности по правому берегу реки Ук, там, где в наше время находится южная часть села Падун. В пойменной части реки лежали обширные заливные луга, недалеко с северо-восточной стороны в сосновом лесу били родники чистой воды. На местности с юго-востока раскинулись березовые рощи и плодородные для земледелия черноземы. Речка невелика, протяженностью около 50 км, но во время наводнений далеко выходила из берегов и затопляла большую площадь.

Значительная часть здешних деревень появилась почти одновременно с Уковским винокуренным заводом, основанным верхотурским купцом Максимом Походяшиным в 40-х годах ХVIII столетия, которого мы чтим как основателя города Заводоуковска. Увеличение числа жителей привело к распоряжению о строительстве церкви. В метрических книгах церкви во имя Святителя Николая Чудотворца при Уковском заводе за 1758-59 годах есть записи о родившихся и сочетавшихся браком жителях Пугиной, в т. ч. и Глазуновых. В поселении Заводоуковском в то время находилось 110 дворов, не менее 700 жителей, места в церкви не хватало и поэтому 1764 году была построена еще одна церковь во имя Смоленской божьей матери.  

Васильева Н. А.,
учитель истории Заводоуковской
средней общеобразовательной школы  № 4
имени заслуженного учителя РСФСР,
почетного гражданина г. Заводоуковска
Л. У. Агафонова

15 февраля исполнилось 32 года, как закончился один из самых длительных после времен Великой Отечественной войны локальный конфликт, в котором участвовали советские военнослужащие. Афганская война длилась почти 10 лет (декабрь 1979 – февраль 1989 года). Она велась на территории Демократической республики Афганистан между правительственными силами ДРА совместно сначала с  Ограниченным  контингентом  советских войск в Афганистане , а затем с соединениями и частями 40-й Общевойсковой армии против многочисленных вооружённых формирований афганской оппозиции, так называемых  моджахедов (душманов), воюющих при политической и финансовой поддержке США и других ведущих государств НАТО, а также  исламского мира. В  Афганистане побывало более 500 тысяч военнослужащих, 89 из них за героизм и отвагу при выполнении воинского долга  получили высокое звание Героя Советского Союза, сотни тысяч были награждены боевыми орденами и медалями.

В связи с этим хочется вспомнить достойного сына нашего Отечества воина–интернационалиста Александра Абрамова. Это простой заводоуковский парень, ученик нашей четвёртой школы и просто сын своей мамы Галины Тимофеевны Абрамовой. Погиб он при исполнении интернационального долга в республике Афганистан 22 июня 1986 года.

Сейчас многое говорят и пишут о патриотизме, но не все молодые люди понимают, что значить быть патриотом. Я постаралась показать наглядно своим пятитиклассникам, что такое отдать воинский долг Отечеству. Мы посетили маму воина-героя Галину Тимофеевну Абрамову. В ходе беседы ребята узнали много о той далёкой афганской войне, где погибали наши молодые парни, не успевшие создать свои семьи.

Было очень трогательно смотреть, как нынешние пятиклассники читали в слух письма с войны, которые писал Саша в  редкие минуты затишья. В этих письмах он, как всегда, вспоминал вдали от дома всех родных, соседей и просто свой родной город, в который мечтал вернуться после окончания службы. Как это принято на службе, и он считал дни, когда он увидит своих родных и друзей. В своих письма боец всегда старался писать, что все у него хорошо, хотя материнское сердце не обманешь. В его семье каждый раз с нетерпением ждали его письма, они были тонкой ниточкой, которая связывала воина с его родным городом.

Ребята, прочитав письма Саши стали понимать его отношение к маме, отцу, родным и своему городу. Он старался вспомнить всё то, что происходило с ним до службы в армии и надеялся обязательно вернуться живым.

Мои ученики увидели фотографии Александра и его боевыми наградами. Было очень волнительно держать ребятам в руках памятный знак «Чёрный тюльпан», которым была отмечена Галина Тимофеевна.

Мингалёва Г. А.,
член Заводоуковского
родословного общества «Истоки»

 

Уже несколько лет меня мучает сожаление о том, что при жизни моих родителей я мало расспрашивала их о прошлом, сохранились лишь некоторые фото и документы. В те годы в сельской местности было мало развлечений: кино - один раз в неделю, изредка приезжал кукольный театр. Но выписывались газеты, журналы, огромную роль в нашем развитии играла библиотека, где мы брали книги, расширяющие наш лексикон, кругозор. Благодаря родителям, мы знали и любили природу, они обращали наше внимание не только на пользу леса, его даров, но и на красоту окружающего мира.  

Мне хотелось бы подробно рассказать о приключениях на покосе, песнях мамы в лодке, о папиных шутках. Но это в другой раз. Сегодня мой рассказ о том, как они пытались взять от жизни больше хорошего и дать это нам - детям. 

Мои родители: отец - Анатолий Фёдорович Мингалёв, 1926 года рождения (он прибавил себе 2 года, чтобы взяли на работу), уроженец дер. Зырянка Упоровского района Тюменской области; мать - Лидия Евдокимовна Худорожко, 1925 года рождения, уроженка дер. Черноостровка Любинского района Омской области. Они рассказывали, что повстречались в дер. Шестаково на строительстве Лебедёвской железнодорожной ветки. Мать с 1943 года работала на торфопредприятии Омской железной дороги - резала торф, отец был бригадиром. Они зарегистрировали брак (свидетельство 1-КН № 309978 от 16.02. 1947.), жили на ст. Называевская до 1955 года.

Далее их жизнь будет связана с деревообрабатывающей промышленностью. В 1955 году родители решили переехать в пос. Уфимка Верхне-Уфалейсого р-на. Отец устроился токарем в леспромхоз «Челяблес». В семейном архиве хранится Почётная грамота, выданная ему 2.02.1957. за выполнение задания по токарным работам на 150 % в 4 кв.1956 года.

Файзуллина Н. А.,
хранитель музейных фондов
Ембаевского сельского музея
МАУ МР ЦКиД «Юность»

Ембаевские и соединившиеся с ними Тураевские юрты: по-татарски Олы Манцыл и Кицы Манцыл, а теперь село Ембаево и деревня Тураева – это традиционные места компактного проживания потомков выходцев из Бухарского ханства, впоследствии ассимилированных местным сибирско-татарским населением [1, с. 28], эпицентр религиозного и светского просвещения, сохранения и изучения национально-культурного наследия сибирских татар Тобольской губернии.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»