Здесь может быть ваша статья...

СтепанченкоВ.И.,
к. ю. н., председатель научного координационного совета
по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского
региона при Центре региональных справочных изданий ТюмГУ,
атаман Обско-Поляной казачьей линии Сибирского казачьего войска,
председатель общественного Совета при службе государственной
охраны объектов культурного наследия ЯНАО, заслуженный юрист Ямала

 

Вопросы патриотического, духовного воспитания подрастающего поколения, сохранения исторической памяти, безусловно связаны с именем атамана Ермака, который  440 лет назад с небольшим числом казаков и поддержавшим его местным населением, в том числе и сибирскими татарами, пошёл в поход и в дальнейшем прирастил к России огромную территорию Сибири, тем самым было утверждено направление дальнейшего освоения новых земель, вплоть до Дальнего Востока. [1, с.5-11]

За прошедшие века он, как историческая личность у многих народов, населяющих эту богатейшую территорию, окружён различными былинами и сказаниями. Его имя знали и знают не только в Сибири, но и других регионах и особенно местах проживания казаков. Сказы о Ермаке, песни были популярны с давних времён. В старину Сибирь подразделялась на русскую – по эту сторону Урала и на «немшоную», которая простиралась за «Камнем», так тогда назывались Уральские горы.  Над которой властвовал хан Едигер, который признавал Грозного повелителем Сибири и соглашался платить дань. Но он был вероломно убит ханом Кучумом. С той поры мира между царством Ивана Грозного и ханом Кучумом не стало.

И в это неспокойное время, достаточно небольшая по численности ватага казаков во главе с атаманом Ермаком, смогла разрешить эту проблему. 26 октября (по старому стилю) в день памяти великомученика Димитрия Солунского, они вошли в столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер). В результате, казаки положили к ногам Ивана IV новое Царство Сибирское. За что царь простил всю прежнюю, вменяемую им вину и одарил атамана княжеским достоинством. А его дружину назвал «Царской служивой ратью». Поэтому с 1582 года и ведётся старшинство Сибирского казачьего войска. [10] До революции прошлого века, практически в каждой Сибирской избе обязательно висел портрет Ермака Тимофеевича, а в Тобольских храмах поминали казаков, [4, с.163] что говорит о его почитании у сибиряков. Особое отношение к Сибири было выражено в решении императора Александра III, которое было приурочено ко дню, когда казаки атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства. (Вместе с тем в летописях существуют разночтения и год взятия Кашлыка (Искера) указывается 1582 и даже 1583 год). Но на государственном уровне императором Александром III 26 октября 1881 года (или 8 ноября по новому стилю) в обращении к сибирякам в честь 300-летия вхождения Сибири в состав России был озвучен 1581 год. Поэтому с 1881 года до 1919 года включительно праздник «День Сибири» отмечался ежегодно не только в Сибири, но и других регионах страны. В настоящее время его возрождают в Тюмени, Салехарде и ряде других сибирских городах и сёлах. В этой связи хотелось бы, чтобы празднику был придан статус государственного дня, поэтому предлагаю отметить это в итоговом документе краеведческой конференции «Наше наследие», обратившись в соответствующие органы государственной власти, дополнив название праздника «День Сибири и Дальнего Востока». Это было бы данью уважения к тем далёким событиям, огромные усилия к которым, приложили казаки   и не только в Сибири, но и на территории Дальнего Востока. Благодаря чему, Россия приобрела новые территории и несметные природные богатства, став крупнейшим государством мира. 

Ермачкова Е. П.,
к.и.н, преподаватель ГАПОУ ТО
«Агротехнологический колледж»
г. Заводоуковск

1 сентября 1989 года Колесниковское ПТУ-29 поменяло место расположения. Из села Колесниково училище перебазировали в Заводоуковск, в освобождаемое здание индустриально педагогического техникума.

В тяжелые годы Перестройки все больше выпускников школ стремилось получить востребованные как в городе, так и на селе профессии. Купить что-то вкусное, красивое, модное и просто, повседневное, в магазинах было достаточно сложно. Поэтому по всей стране стали открываться мини-пекарни, кондитерские цеха, мини-кафе и бары, швейные ателье, при этом портные и кондитеры принимали заказы прямо на дому. В профессиональные училища потянулись желающие в достаточно короткие сроки овладеть востребованной профессией повара, кондитера, портного.

1 октября 1989 года на обучение в Заводоуковское ПТУ-29 зачислили 25 будущих швей-мотористок и 31 повара-кондитера. Учащиеся обеспечивались питанием, получали стипендию. По распоряжению директора Надежды Павловны Потенихиной с ноября 1989 года за хорошую учебу и примерное поведение стали выплачивать повышенную на 25 % стипендию.

Осенью 1991 года уже действовало три группы будущих швей-мотористок. Практические занятия проводились в швейном цехе, оснащенном электрическими машинками, утюгами и закроечным столом. Производственное обучение третьего курса перенесли на территорию местной швейной фабрики, которая к этому времени достаточно сильно снизила объемы выпускаемой продукции. Девушки учились на практике применять полученные на уроках знания, выпускать детскую и женскую одежду без брака. А дома старались сшить простенькие ночнушки, модных расцветок и фасонов юбки и сарафаны.

Государство не возражало, если отдельные граждане и некоммерческие организации пытались законно заработать себе на жизнь. Поэтому, когда увеличился выпуск товаров народного потребления на базе швейной мастерской, учащимся стали выплачивать 50 % заработанных денег. Так, в августе 1997 г. в Заводоуковске реализовывалась продукция будущих портных по следующим ценам:

 

Появлению земледелия предшествовало собирательство. А с 11 - 10 тысячелетия до нашей эры люди начали выращивать злаки, овощи и фрукты самостоятельно.

Произошло это на территории так называемого Плодородного полумесяца (регион на Ближнем Востоке, включающий Месопотамию и Левант). Здесь в изобилии росли дикие пшеница, ячмень, горох и чечевица. Древние собиратели заметили, что если высыпать на землю остатки запасов зерна, то вскоре на этом месте появляются новые растения. Затем они додумались специально расчищать участки под посев, стали вырубать деревья, выкорчёвывать корни. Именно переход к земледелию позволил людям отказаться от кочевания и жить оседло. В восьмом тысячелетии до нашей эры фермеры определили, какие зёрна дают больше урожая, и начали отбирать лучшие для посева. Так возникла селекция, в результате которой культурные сельскохозяйственные растения значительно преобразились в сравнении с дикорастущими предками. Конечно, в разных частях света люди одомашнивали разные культуры. Кукурузу, картофель и хлопок — в Северной и Южной Америках, рис, просо — в Китае, рожь — в Европе и так далее.
Первые земледельцы пользовались мотыгами для обработки почвы, затем у них появился инструмент вроде сохи, а в третьем тысячелетии — полноценный деревянный плуг. Для уборки урожая применялись серпы и цепы. Большой шаг вперёд в развитии земледелия сделали древние шумеры, которые некогда проживали в низовьях рек Тигра и Евфрата (юг современного Ирака). Они создали системы искуственного орошения. Плотины помогали задерживать воду на полях после спада рек, а дренажные каналы — избавиться от лишней влаги. Посевы удобряли плодородным илом. Также шумеры выпустили первый в мире «Календарь земледельца» - сборник рекомендаций по вспашке земли, посеву и поливу сельхозкультур.

 

"Заводоуковские вести" №47 от 10.06.2023

 

Во всём мире 20 мая отмечают День пчёл. Пчеловодство – одно из древнейших занятий человека. Учёные обнаружили следы воска на керамике, которая датируется седьмым тысячелетием до нашей эры.

Первоначально люди добывали мёд и другие продукты жизнедеятельности пчёл так называемым «диким» способом, разыскивая в дуплах деревьев пчелиные гнёзда. Постепенно такой промысел развился в бортничество (от слова «борть», то есть дупло). Бортники выдалбливали в толстых стволах на высоте от четырёх до 15 метров искусственные дупла, куда мог заселиться пчелиный рой. Свои бортные деревья владельцы защищали от зверей и птиц, а также помечали специальными знаками – знамёнами. За посягательство на чужое дерево полагался штраф. На Руси бортничество было важной отраслью хозяйства, а мёд и воск - главными экспортными товарами наряду с мехами.
Тем временем развитие земледелия повсеместно приводило к сокращению площади лесов. Поэтому пчеловоды начали держать пчёл на пасеках в ульях. Первые ульи – колодки или дуплянки - представляли, в сущности, те же дупла, только переносные. Неразборная конструкция вынуждала пчеловодов закуривать, то есть умерщвлять пчёл перед тем, как забрать мёд. Только изобретение рамочного улья в 1814 году избавило ни в чём не повинных насекомых от неизбежной гибели. Автором этого изобретения стал Пётр Прокопович, уроженец Черниговской губернии Российской империи (ныне – Черниговская область, Украина). В 1828 году новатор открыл первую в стране «Школу пчеловождения».
В 1851 году американец Лоренц Лангстрот предложил конструкцию улья, близкую к современной. В нём рамки плечиками опирались на стенки и вынимались через верх. Располагались они через 9,5 миллиметра друг от друга. Это расстояние, или «пчелиное пространство», не позволяет пчёлам строить восковые соты в проходах.

 

"Заводоуковские вести" № 41 от 20.05.2023

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»