Здесь может быть ваша статья...

Софронов В. Ю.,
 д. и. н., писатель,
г. Тобольск,
Велижанская Е. В.,
родовед-исследователь,
пос. Ульяновка, Ленинградская обл.

Фигура Дмитрия Менделеева привлекла к себе взгляды многих исследователей, в ре[1]зультате чего остались в тени его родители, а также братья и сёстры. Действительно, в ряде ранее опубликованных работ приводятся неверные сведения о рождении и смерти детей из семьи Менделеевых. Хотя сам Дми[1]трий Иванович в своих автобиографических записках указывает имена детей, которые появились на свет задолго до его рождения, но умерли в малолетстве. Хотя при этом у него нет точных дат их рождения и смерти, а в случае с первым ребёнком в семье родителей, которым являлся, как нами установлено, Виктор, Дмитрий Иванович называет ошибочно его Викторией, т. е. девочкой. Хотя это вполне может быть ошибкой переписчиков, которые готовили его рукопись к изданию.

В любом случае удивляет глухое молчание исследователей, не обративших внимание на изучение истории этой семьи, из которой наряду с Дмитрием Ивановичем вышли весьма яркие личности, судьбы которых нами практически не изучены.

Хочется также отметить, что в метрических книгах, из которых главным образом извлечены даты рождения и смерти детей, их бракосочетаний, там же приводятся имена и фамилии крёстных отцов их детей, что даёт возможность более широко изучить связи семьи Менделеевых и круг их общения.

Ниже приводятся имена всех детей семьи Менделеевых (отец – Иван Павлович, мать – Мария Дмитриевна, в девичестве – Корнильева), включая ранее неизвестные и не встречающиеся в широко публикуемых материалах различных биографов данной семьи.

Венчание родителей произошло в Тобольской Богоявленской церкви:

«23 июля 1809 года в приходе Богоявленской церкви венчан иереем Ефимием Морковитиным Тобольский гражданский учитель Иван Павлов Менделеев купца Димитрия Корнильева с дочерью девицей Марией первым браком при диаконе Василие Лепехине и при причетниках Афанасии Ситникове и Александре Морковитином.

При сем браке были поручатели: тысяцкой [1] титулярный советник Иван Андреев Набережнин и поезжанин [2] гражданский учитель Семён Гаретовский» [3]. Дети Менделеевых:

  1. Виктор (20.06.1810, Тобольск – 11.02.1811,Тобольск) [4].
  2. Мария (17.07.1811, Тобольск [4] – 1826, Саратов), умерла в 14 лет от скоротечной чахотки.
  3. Ольга (26.06.1814, Тобольск – март 1866, Томск), 52 года [5].

Ольга МЯСНИКОВА.
Фото автора

 

Юные заводоуковцы, чьи отцы сегодня выполняют боевые задачи в зоне специальной военной операции, стали участниками фотопроекта «Дети героев». Организаторы предложили провести фотосессию в стиле времён СССР.

Маленьких моделей пригласили в Заводоуковский краеведческий музей. Здесь постоянно работает выставка «Старая квартира», которая полностью отражает быт 1960-70-х годов прошлого века. Ребятишки то и дело отвлекались от фотосъёмок, с неподдельным интересом изучая радиоприёмник, проигрыватель, счёты, дисковый телефон...

– Глеб, смотри, пожалуйста, на тётю! – Анна Якубенко, мама пятилетнего мальчугана, всеми силами старалась сделать так, чтобы её сын обратил внимание на объектив моей  фотокамеры.

Как и все дети этого возраста, Глеб очень подвижен. Чтобы сделать чёткий кадр, нужно постараться. Мальчишка замирает лишь на секунду, за шахматами, переставляя с угла на угол пешки. Для следующего снимка Глеб переодевается в костюм полярного лётчика.

– Купили специально для этого проекта! – поясняет Анна Викторовна.

– Ты в форме, как папа? – я продолжаю завоёвывать внимание Глеба. – Сколько времени ты его не видел?     

– До-о-олго! – отвечает протяжно малыш.

– Мужа мобилизовали в октябре 2022-го. В конце 1990-х он воевал в Чечне, так что боевой опыт имеет, – подключается к разговору Анна Якубенко. – Сейчас Виктор служит в Донецкой народной республике. Звонит каждый день, заверяет, что у него всё хорошо. Мы всячески его поддерживаем и ждём с нетерпением!

 Толя Федоренко, Захар и Милана Карповы – ещё одни участники проекта. Все дети из одной семьи. Их папа служит по контракту в зоне специальной военной операции и должен скоро вернуться домой. По этому случаю его супруга Елена на эмоциональном подъёме. Говорит, что мужа обязательно порадуют успехи детей. Она рассказывает о каждом:

– Девятилетний Толя у нас серьёзно увлекается футболом и ходит на тренировки в спортивную школу. Захар осенью пойдёт в школу, ну а маленькая  Милана пока забавляется игрушками.

Фотографии участников проекта «Дети героев» заводоуковцы смогут увидеть в День России.

Скачкова Г. К.,
к.и.н., доцент, заведующий
Музеем народного образования Тюменской области
ТПИ им. Д. И. Менделеева
(филиал)ТюмГУ

«ПОРАБОТАТЬ ДЛЯ СВОЕЙ МРАЧНОЙ И ВЕЛИЧАВОЙ РОДИНЫ…»:
выпускники Тобольской гимназии
второй половины XIX – начала XX вв.
на педагогическом поприще в Сибири

Во второй половине XIX в. учебные заведения России были вовлечены в демократическую реформу образования. Одним из важных составляющих этого процесса явилось патриотическое направление, выразившееся для выпускников сибирских гимназий в желании послужить во благо Сибири, несмотря на заманчивые предложения центра. Этот патриотический порыв довольно емко выразился в призыве выпускников Тобольской гимназии 1863 года: «Поработать для своей мрачной и величавой родины…»

Автором этого лозунга выступил выпускник Митрофан Алексеевич Водянников (1848 – после 1917). Окончив юридический факультет Московского университета, в 1869 году он вернулся в Тобольск и приступил к педагогической деятельности в родной гимназии, преподавал историю и географию. В этот период Тобольскую гимназию возглавлял активный деятель сибирского образования, новатор в педагогическом деле Филолог Васильевич Рудаков. Директор предложил педагогическому коллективу не отставать от реформаторских идей российского общества и предложить свои меры к совершенствованию учебного процесса в гимназии. Учась, а потом и работая под руководством Ф.В. Рудакова, Митрофан Алексеевич приобрел ценный педагогический опыт, который послужил базой для его дальнейшего карьерного роста.

С 1873 года начался Омский период деятельности М. А. Водянникова, самый продолжительный и весьма плодотворный. Он начал учительствовать, а в 1879 года в качестве директора возглавил Омскую учительскую семинарию и управлял ею в течение 30 лет. В 1883 году за успешную работу на педагогическом поприще был произведен в чин коллежского асессора и награжден орденом Станислава II-й степени, в 1886 году получил чин действительного статского чиновника и награжден Орденом Анны II-й степени и медалями.

В 1906–1907 годах М. А. Водянникову, как опытному организатору доверили возглавить Томский Учительский институт (ТИУ) в ответственный период для учебного заведения - переезда в новый, красивый, специально построенный корпус. М. А. Водянников провел организационные работы по оснащению ТИУ всем необходимым для успешного учебного процесса и формированию слаженного профессионального коллектива преподавателей, осуществил набор слушателей.

Михалевич Т. Н.,
краевед,
г. Заводоуковск

АЗБУКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
в биографиях наших земляков

В прошлом году я представила указатель статей «Заводоуковск и заводоуковцы в годы Великой Отечественной войны», составленный        по страницам районной газеты. Содержание указателя – адресстатьи в газете и краткая аннотация. Что кроется за скупой строчкой библиографической записи? Судьбы земляков, ушедших на фронт и судьбы земляков, оставшихся в тылу.

Все они, с простыми незамысловатыми предвоенными биографиями, в большинстве своем, не были профессиональными военными. Удивительный факт: простой сибирский землепашец, учитель, выпускник школы взяли в руки оружие, пошли защищать Родину и победили. Какие человеческие качества присущи людям военной поры, чтобы противостоять фашизму? В газетных статьях о наших земляках можно проследить основные слагаемые, обеспечившие Великую Победу.

Патриотизм. Чувство патриотизма было присуще нашим землякам. Ушли на фронт два друга, два земляка из Горюново – Пешев Платон и Деомид Проскуряков. «В 1942 г. Новозаимский райвоенкомат в воинские части направил 13 девушек из наших краев», – вспоминает участница войны В. П. Родионова. Патриотическим был почин семьи Тоболкиных, они создали два семейных танковых экипажа. Им посвящена статья А. Севостьянова. Высокая степень патриотизма отбросила не менее страшного врага на войне – страх. А когда внутренний враг был побежден, зарождались другие качества необходимые солдату. Пришла уверенность – солдаты защищали Родину, родных, любимых.  С уверенностью появилась решительность для преодоления любых преград, жертвенность во имя победы. Об этом писал в письме к родным - читаем в статье Л. Назаренко «Солдат в века идущей роты» - А. Ковин: «На войне без жертв не бывает. И если убьёт, то не плачьте, не один я погибну за Родину». Так в сердцах людей зарождались лучшие качества, формирующие солдата-победителя: смелость, отвага, стойкость, мужество, храбрость…

Бесстрашие. Для сапера важными качествами являются умение подавлять страх, боязнь, панику и быть готовым погибнуть ради правого дела, одним словом, быть бесстрашным. Всем этим обладал В. А. Казанцев. Именно к нему обратился командир. Группа бойцов во главе с Казанцевым приступила к разминированию. Мины были мудреные, но разобрался смекалистый сержант и подсказал бойцам. За короткий срок саперы обезвредили более 170 мин и открыли дорогу танкам. Об этом боевом эпизоде рассказывает В. Пургель в статье «Кавалер трех орденов».

Храбрость.  Каждый год 30 января жители села Дроново отмечают день скорби. 30.01.1944. пал смертью храбрых М. П. Тепляков, которому посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 12 статей из районной газеты рекомендовано в указателе о герое. Всего о Героях Советского Союза 29 статей. Это большой материал о храбрых воинах земли Заводоуковской.

   

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»