Извина О.А.,
канд. пед. наук, учитель истории
МАОУ СОШ № 22,  г. Тюмень

 

С середины 90-х годов XX века в России началось активное возрождение детских общественных объединений. 29 октября 2015 президент России Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».Согласно указу  В.В.Путина, целью создания организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Учредителем организации от имени РФ является Федеральное агентство по делам молодёжи.

Сегодня детские организации самые разные, их тысячи, и работают они по разным программам. Но есть то, что всех их объединяет - организация, из которой вышли наши отцы и деды. Её богатейший опыт, её лучшие традиции и находки.Пионерское движение занимало центральное положение в отечественном детском общественном движении всего XX века, а значит, нельзя допустить, чтобы гигантский позитивный опыт 1920-1990 годов не был  использован в настоящее время.

История пионерской организации в нашей стране уходит своими корнями в историю рабочего движения, начавшегося задолго до победы Октябрьской революции.После февральской революции 1917 года в Петрограде и Москве возникли различные объединения рабочих детей и подростков для борьбы за экономические и правовые интересы: «Союзы мальчиков», «Комитеты тружеников» и др.Один из организаторов первомайской демонстрации 1917 года в Петрограде вспоминал впоследствии: «Придя на завод, мы увидели мальчика лет 13-14, ведшего агитацию среди рабочей молодёжи своего завода. Он доказывал молодёжи, что необходимо создавать свой союз молодёжи для ограждения и требования своих прав»[1].

В Тюмени широко развивалась сеть школ-клубов. Так, в циркуляре НаркомпросаГлавсоцвоса от 1922 года «По организации сети детских клубов» выделились главные цели клуба: развитие в детях общественности и социальной активности; свободное выявление детского творчества и появление самодеятельности; сообщение детям полезных навыков[2].Начиная с 1912 года, была проведена большая предварительная работа - теоретическая и организационная. Наркомпрос РСФСР намеревался создать внешкольную организацию для обслуживания детей от 8 до 16 лет, которая помогала бы отвлечь их от улицы, содействовала бы работе школы. Другие предлагали создать пионерские группы внутри школы.

Победила точка зрения о формировании детских организаций, тесно связанных с партийными и комсомольскими организациями предприятий, то есть вне школы.Была организована комиссия ЦК РКСМ, которая  определила название организации: «Детские коммунистические группы юных пионеров имени Спартака».IIВсероссийская конференция комсомола, проходившая в мае 1922 года, положила начало созданию единой детской коммунистической организации по всей стране.Даже в решении конференции подчеркивалась мысль о самостоятельности организации детей, чтобы та организация была детей, а не для детей.

В Сибири первый пионерский отряд возник при Омской суконной фабрике в августе 1922 года. В конце года появились первые пионерские отряды в Иркутске и Томске. В то же время возникли отряды юных пионеров в рабочих посёлках[3].В нашей области пионерские отряды начали создаваться с 1923 года. Но первые попытки организовать детские группы были предприняты комсомольцами осенью 1922 года. На заседании губкома РКСМ был утверждён устав, который предусматривал объединение ребят от 10 до 16 лет в клубы. А в марте в 1923 года в газете «Трудовой набат» сообщалось, что комсомольцы организуют ребят в отряды, шефствуют над детдомами, занимаются с ребятами, строят для них спортплощадки. Первые отряды в Тюмени были созданы при детских домах[4].

Позднее бывшая воспитанница детского дома имени Ленина Нина Псаломщикова вспоминала: «В начале лета 1923 года к нам в детский дом пришёл мужчина и начал беседу с детьми о создании пионерской организации и её задачах. Всех ребят заинтересовало, и те, кому позволял возраст, записывались в пионеры. Через несколько дней к нам пришёл комсомолец Вяткин, который стал нашим вожатым. Мы выпускали с октября свой ежемесячный журнал «Молодые побеги», был свой драматический театр, выезжали в д. Каменка, где ставили спектакли «Красный генерал», «Женское засилье».

Несколько позднее пионерские отряды стали появляться на заводах и фабриках. На 1 октября 1923 года было организовано 20 пионерских отрядов.Так как Тюменская пионерская организация испытывала трудности с кадрами, комсомольцы решили подготовить группу вожатых. И 1 августа 1923 года было создано показательное звено юных пионеров. День 1 августа считается Днем рождения Тюменской пионерской организации.

В Тюмени городское бюро юных пионеров оформилось в апреле 1925года.Большую роль в становлении пионерской организации и распространению опыта играла пионерская печать. В Тюмени выходили свои газеты и журналы, в основном рукописные. У каждого отряда был свой журнал, который отражал жизнь пионеров. Так, у пионеров детского дома имени Ленина был журнал «Молодые побеги»[5].В пионерской организации г. Тюмени за один 1924 год произошли изменения. В городе пионерских отрядов насчитывалосьшесть, с общим числом пионеров 521, из них 95 комсомольцев-вожатых. Все отряды были прикреплены к ячейкам РКСМ, по социальному составу пионеры разбивались на: детей рабочих - 245, крестьян - 168, служащих - 108.Главными трудностями в работе было отсутствие помещений под мастерские и клубы, отсутствие средств[6].

Большое внимание в 1920-е годы пионеры начали уделять практической работе и, прежде всего, ликвидации неграмотности.Грамотность в округе росла низкими темпами, так как многие подростки не посещали общеобразовательные школы и представляли собой потенциальных неграмотных. Встала новая задача - открытие специальных ликпунктов  для детей.

В 1927-1928 годах пионерская организация работала под лозунгом: «Беспризорному жить невмочь- пионер ему должен помочь!». Пионеры брали на учёт беспризорных, участвовали в оборудовании детских домов и приёмников, собирали средства, одежду, продукты, книги для осиротевших ребят, вовлекали неорганизованных детей и взрослых. Особенно важна была работа в селе. Пионерских отрядов в селе тогда было мало, родители с трудом отпускали детей. Бригады пионерактива из города выезжали в подшефные сёла. Деревенские ребята с оживлением и интересом встречали отряд. Пионеры в деревнях и сёлах проводили агитацию в семье, ставили спектакли, устраивали демонстрации, выпускали стенгазеты и т.д.[7].

В 1920-е – начале 1930-х годов  в пионерской организации сложились формы трудового воспитания и технического творчества. Пионеры участвовали в добровольных детских объединениях, трудовых технических кружках, инициативных группах, бригадах, детских технических станциях, работали в мастерских, детских комнатах в тесной связи с производством, обрабатывали отрядные огороды, помогали сельским труженикам, устраивали специальные экскурсии на фабрики и заводы, в совхозы и колхозы с целью знакомства в теории и на практике с основами производства. Трудовое воспитание пионеров органически соединялось с общественно-политическим[8].

В 1930-е годы одним из важнейших дел пионерии стала борьба за знания, за укрепление сознательной дисциплины среди учащихся. В борьбе за знания родились новые формы работы. Пионеры устраивали в школе конкурсы на лучшего математика, физика, химика, проводили «походы» за грамотность и чистую тетрадь, за бережное отношение к школьному имуществу, за полное  использование всех 45 минут урока. В школах и пионерских организациях шло социалистическое соревнование «За ударную учёбу и сознательную дисциплину». Пионеры брали на себя коллективные и индивидуальные обязательства.

Большую помощь оказывали пионеры в создании библиотек в сельских клубах. Городские ребята отправляли сельским школьникам книги и учебные пособия.Они выезжали в деревни с концертами художественной самодеятельности, помогали убирать урожай. Пионеры и школьники принимали участие в строительстве дорог, плотин, каналов и других сооружений.

Одним из важных направлений в деятельности пионеров была оборонно-спортивная работа и военно-патриотическое воспитание. Это было обусловлено обострением международной обстановки в 1932-1933 годы и появлением в Европе очага войны - фашистской Германии. Советские пионеры и школьники проводили сбор денежных средств. Ширилось движение за овладение военными знаниями и специальностями. Пионеры встречались с бойцами Красной Армии и Флота, овладевали военными профессиями - связистов, пулемётчиков, ворошиловских стрелков, более старшие- пилотов и парашютистов, проводили пионерские сборы на оборонные значки. В 1934году был введён значок БГТО (Будь готов к труду и обороне). Его получали пионеры и школьники 13-16 лет, сдавшие комплекс установленных норм, добросовестно относящиеся к учёбе и физкультурным знаниям.Патриотическим начинанием юных ленинцев явилось тимуровское движение- движение добрых невидимок.

К началу Великой Отечественной войны в Тюмени 200 отрядов объединяли 5856 юных ленинцев[9].ЦК ВЛКСМ рекомендовал широко использовать многообразные формы политического воспитания ребят: доклады, беседы и читки о героях Великой Отечественной войны, встречи с воинами и пионерские сборы о Родине, посвящённые героям войны и выдающимся отечественным полководцам, выставки на тему «На фронтах Отечественной войны» и другие. «Каждый пионер обязательно должен работать», - говорилось в постановлении. Дома, в сельском хозяйстве, в школе пионеры должны стать инициаторами трудовых дел. Пионер обязан выполнить одно из конкретных заданий: собрать не менее пяти кг металлолома, посадить по одному дереву, вырастить курицу, кролика, овцу, собаку.

В октябре 1942 года в нашем городе родилось одно патриотическое движение юных ленинцев. 15 октября к директору Тюменского фанерокомбината поступило заявление ученика третьего класса школы №13 Бори Ильинского. Одиннадцатилетний мальчик писал: «Хочу работать для фронта, хочу помогать нашей Красной Армии в борьбе с фашистами. Обещаю каждый день после занятий в школе и после приготовления уроков работать для фронта не менее одного часа».

Тюменский фанерокомбинат получил ответственный военный заказ – немедленно организовать производство деревянных корпусов для противотанковых мин. В телеграмме они были названы кратко «ЯМ-5»[10].Небольшая заметка, опубликованная в газете «Красное Знамя» сообщала: «Уже 42 пионера 13-й школы работают во фронтовых бригадах юных патриотов»[11]. На подкрепление пионерам 13-й школы пришли ученики 25-й.

Из Тюмени в Москву, в Наркомат лесной промышленности была отправлена телеграмма: «План «ЯМ-5» успешно выполняется тчк. Этим немало обязаны юным патриотам зпт восполнившим недостаток рабочей силы тчк Бригадах юных патриотов трудятся 1173 пионера тчк. Просим отметить лучших из них тчк»[10].

На призыв учеников 13-й школы создавать детские фронтовые бригады с тем, чтобы помогатьвзрослым ковать победу над врагом, откликнулись многие школы городов и районов. Такие бригады были созданы на ряде других предприятий Тюмени. На овчинно-шубной фабрике мальчики научились гнуть из проволоки крючки для полушубков, а девочки их пришивали. Ребята сами переносили готовую продукцию на склад, помогали грузить эшелоны.На деревообделочном комбинате «Красный Октябрь» ребята изготовляли ящики для снарядов, лыжи; на швейной фабрике шили бельё и обмундирование.

В январе 1943 года о патриотическом движении пионерских фронтовых бригад узнала вся страна. В газете «Пионерская правда» от 20 января 1943 года была напечатана заметка «Открытка из фанеры».Фанерный комбинат прочно удерживал переходящее Красное знамя Госкомитета обороны. Здесь по-прежнему работали свыше двухсот пионеров. И школьный цех теперь производил не только корпуса для «ЯМ-5», но и лыжи для миномётов, и даже «РВ» - так назывались резервуары из резины для хранения воды.А весной ребята получили задание изготовлять спички-гребешки из отходов шпона.Только в мае 1945 года был ликвидирован школьный цех на Тюменском фанерокомбинате.

За свой трудовой подвиг более 150 ребят удостоились медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а некоторые и медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Широко развернулось социалистическое соревнование пионеров и школьников на полевых работах в колхозах и совхозах. Пионеры брали обязательство превысить установленный правительством  минимум трудодней для подростков 12-16 лет с 50 до 75-100 трудодней в год[12].

Одним из основных продуктов питания населения в годы войны был картофель. В 1943-44 годах прошёл всесоюзный конкурс на лучшего сборщика и хранителя верхушек картофельных клубней.Условие конкурса было таким: нужно было собрать на менее пяти кг верхушек клубней картофеля[13].

Сбор железного лома велся во имя укрепления Вооружённых Сил народа. «Красной Армии нужно больше пушек, самолётов, снарядов, значит, нужно больше металла, - «Правда» в передовой статье 15 марта 1942 года – Сбор металлического лома – большое государственное дело».Пионеры школ №№50 и 51 г. Тюмени с начала июля собрали шесть тонн лома[14].

По примеру взрослых, по инициативе комсомола учащиеся школ включились в сбор денежных средств в помощь Красной Армии, в фонд обороны СССР.Ребята не просто приносили деньги из дома, а зарабатывали их своими руками. Газета «Красное знамя» в 1941 году сообщала: «Только за один воскресник пионерами школы №25 заработано 200 рублей. Все заработанные деньги- в фонд обороны»[15].Патриотическое движение по оказанию помощи Красной Армии уже в первые месяцы приобретает более конкурентную форму- сбор средств на строительство танков, самолётов, других видов боевой техники, на строительство целых танковых колонн и авиаэскадрилий.

Инициатор работы школьников на фанерокомбинате Боря Ильинский принёс в Госбанк своё заявление, в котором написал: «По примеру Ферапонта Головатого я вношу в фонд постройки самолёта «Юный патриот г. Тюмени» 141 рубль. Пусть эта сумма невелика, но она заработана моими собственными руками впервые в жизни».

В ноябре 1944 года учащиеся школы №25 Тюмени начали сбор средств на строительство боевого катера «Тюменский пионер».Этот почин поддержали трудовые коллективы, школьники всей области. В первые же дни дети принесли 7 тысяч рублей.На средства, собранные ребятами, построили самолёт «Юный патриот г. Тюмени», танк «Малютка», боевой катер «Тюменский пионер». Собранные ими средства шли на создание авиаэскадрильи «Омский комсомолец», «Тюменский осовиахимовец», танковой колонны имени ВЛКСМ и т. д. [16].

В условиях военного времени комсомол поддержал стремление пионеров перестроить свою работу по-боевому: советы отрядов и дружин заменялись штабами; выборы актива-назначением. Рождалась традиция: получив задание, выполнить его точно, хорошо, а об исполнении доложить.К апрелю 1945 года пионерская организация Тюменской области выросла до 42,5 тысяч.

После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

В 1958 году в детской организации были введены три ступени роста, на каждой из которых ребятам вручался особый значок. Чтобы перейти на новую ступень, пионер работал по заранее составленному индивидуальному плану. Вся пионерская работа объединялась в двухлетний пионерский план, который был ориентирован на конкретную помощь взрослым в выполнении семилетнего плана.

С 1962 года на пионерском значке был изображён профиль Ленина, что символизировало признание государством заслуг пионерской организации. Это связано с тем, что в 1962 году Всесоюзная пионерская организация имени Ленина за успехи в социалистическом воспитании подростков была награждена орденом Ленина. В 1972 году пионерская организация была повторно награждена орденом Ленина.

В период перестройки и либеральных реформ по инициативе председателя Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени Ленина И.Н. Никитина, главного идеолога коренной пе­рест­рой­ки де­ятель­нос­ти пи­онерс­кой ор­га­низа­ции в сто­рону её де­мок­ра­тиза­ции1 октября 1990 года на X Всесоюзном пионерском слёте в Артеке делегатами было принято решение о преобразовании единой пионерской организации в «Союз пионерских организаций — Федерацию детских организаций» (СПО-ФДО), председателем которого была избрана его заместитель Е.Е. Чепурных. Однако пионерская организация не имела самостоятельной юридической формы, Центральный Совет имел только рекомендательные функции, и на основании Положения о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина она находилась и действовала в составе ЦК ВЛКСМ, который так и не утвердил решение о реорганизации.

27 - 28 сентября 1991 года после запрета КПСС прошёл XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной, распустив на съезде комсомольскую всесоюзную организацию, вместе с тем официально прекратив и существование Всесоюзной пионерской организации имени Ленина.К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рождённого до 1980 года, который не был бы пионером. Многие, не только бывшие пионерские активисты, сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, вспоминают с теплом интересные события: походы, посадка деревьев, пионерские костры, песни, спортивные соревнования, смотр строя и песни и др.

Примечания

  1. Зори Советской пионерии//Сост. Яковлев В.Г. –М., 1972, С.12.
  2. ГАТО. Р-80, Оп. 1, Д. 132, С. 56.
  3. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Атлас. - М, 1984, С. 14-15.
  4. Трудовой набат. – 1923. – 7 марта.
  5. Трудовой набат. – 1924. – 24 сентября.
  6. Трудовой набат. – 1924. – 13 июля.
  7. Трудовой набат. – 1925. – 14июля.
  8. Трудовой набат. – 1926. – 22 января.
  9. Решетник Н. А. В суровые годы войны //Тюменская Правда. – 1982.- 15 мая.
  10. Лазарев А.М., Тараданкин А.Л. Предисловие к жизни. Документальная повесть. М., 1960, 32 с.
  11. Красное Знамя. – 1942. – 25 октября.
  12. Красное Знамя. – 1943. – 11 августа.
  13. Красное Знамя. – 1944. – 12 января.
  14. Красное Знамя. – 1942. – 24-25 июля.
  15. Красное Знамя. – 1941. – 19 сентября.
  16. Решетник Н.А. Ленинские внучата //Тюменская Правда. – 1972. – 17 мая.

Интернет-ресурсы:

  1. Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://рдш.рф

 

Краеведческая конференция "Наше наследие - 2017":Материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2017.- СС. 20-24

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»