О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие», прошедшая 22 - 23 октября 2024 года в Заводоуковске, была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  1.  Рекомендовать продолжить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
  3. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие»2024 года.



https://rutube.ru/video/07ea7b5d5f00912de29989b018d50cff/?r=plemwd 

   

А знаете ли вы, чем сито отличается от решета? Слово «сито» или «сето» произошло от слова «сеть», так как имело вид круга, обтянутого частой сеткой. А слово «решето» образовано от старорусского слова «рех», однокоренного со словом «прореха», что обозначало «дыра» или «отверстие». Основное отличие сита от решета: слот первого меньше, вот и вся разница. Для изготовления сетки на решете применяли овечью кожу и липовое лыко, а для сита волосы из гривы и хвоста лошадей, позже стали использовать медную проволочку. Обод такой утвари изготавливался из дерева либо бересты. Тесто, изготовленное из муки, пропущенной сквозь сито, называлось «ситным», а сквозь решето — «решетным». Это влияло на его ценность, ситное было лучше: выше, нежнее.

     Помимо муки сквозь решето просеивали и другие сыпучие вещества: семена, крупу, печную золу. Поэтому у любой хозяйки в доме было несколько модификаций такого предмета с разным размером ячеек. Применение подобной утвари было очень широким. Его считали оберегом, полагали, что сито (решето) должно помочь в излечении от хворей. Искренне уповали на то, что если трижды пролить воду сквозь сито, то жидкость превращалась в лечебную, как для человека, так и для животных и даже растений. Считалось, что такая вода идентична по чистоте дождевой. В ней купали детей от сглаза и обрызгивали новорожденных телят, ягнят и прочую живность. Дабы избавиться от головной боли, было достаточно просто подержать сито над макушкой. Семена перед посевом просеивали сквозь решето, что выступало символом очищения и гарантии богатого урожая; желая призвать дождь во время засухи — лили сквозь него воду, а когда дожди шли слишком долго, то помочь могло решето, перевернутое вверх дном.

     С XVI века на ярмарках появилось новое завлечение: стало модным гадать с использованием решета. Туда сыпали крупные цветные зерна (в основном бобовые и чечевицу), после чего встряхивали и по тому рисунку, который складывался на донышке, делали предсказания. Отсюда пошло высказывание «Чудеса в решете»: чем интереснее рассказывалось предсказание, тем большее восхищение вызывало. Помимо этого, существуют другие расхожие присказки: «Дурака учить, что решетом воду носить», «Счастье не перепелка, решетом не накроешь» и масса подобных.

 

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»