Здесь может быть ваша статья...

– В интересное время живу: когда я родился, ещё лапти плели да на быках пахали, а сейчас в космос летаем, в интернет выходим! Что же дальше-то будет?! – восклицает участник Великой Отечественной войны горожанин Яков Третьяков.

Недавно ему исполнилось 90. Несмотря на возраст, юбиляр чувствует себя хорошо, шутит, что ему ещё 200 лет до старости. Бодрый, подтянутый, он много читает,  ежедневно следит за всем, что творится в мире, ждёт, когда тепло настанет, чтобы в огород поскорее выйти. «Так держать!» – подбадривал Якова Илларионовича  в день рождения районный совет ветеранов. Сам глава городского округа Александр Анохин ему руку жал. Праздник не обошёлся без шумного застолья, где собрались самые близкие: шутка ли – у юбиляра пятеро детей, 13 внуков и 24 правнука! Конечно, поднимали бокалы за здоровье Якова Илларионовича, а он в свою очередь – за мир, чтобы родным его не пришлось брать в руки оружие, как ему когда-то…

Яков Третьяков ушёл в армию в декабре 1948 года. Считал, что ему повезло: война, унёсшая столько жизней, уже закончилась. Но на Западной Украине действовали бандеровцы. С ними и пришлось сражаться солдату. Националистов тогда поддерживали англичане и американцы, сбрасывая на парашютах оружие и военных инструкторов. Один из таких десантов ликвидировал в Карпатах вместе с товарищами Яков Илларионович. Ещё он вспоминает как они долго выслеживали и, наконец-таки, взяли банду "пана проводника Грача", с неохотой рассказывает, какие зверства чинили бандеровцы…

Настоящим героем вернулся он в родное Пятково. Получил место в отделе милиции. Но связывать свою жизнь со службой в органах не планировал – деревенского парня тянуло к тракторам, к работе на земле-кормилице. Уехал сначала в Заводоуковск, а потом – в деревню Капралиху в Армизонском районе. Там трудился механизатором, там же и судьбу свою встретил – Нину Яковлевну.

 В таком захолустном городке, как наш... вокзал — это море, это порт, неведомые дали...

М. Себастиан "Безымянная звезда"

В начале ХХ века бурное железнодорожное строительство пришло, наконец, и в Заводоуковскую волость. В сосновом лесу вырос вокзал, который более века встречает гостей нашего края и провожает земляков в дальнюю дорогу.

В кругах, продвигающих проект новой железной дороги, разгорелась оживлённая дискуссия по поводу того, куда её вообще прокладывать. И наше село ни в одном из предлагаемых направлений даже не упоминалось. Магистраль должна была обойти не только Заводоуковск, но даже уездный Ялуторовск. Конечно, местные купцы не хотели оставаться в стороне от такой эпохальной стройки и создали инициативную группу, которую возглавил Кирьяк Колмаков, первый наш земляк, получивший высшее образование.

Старожилы Заводоуковска уверены, что Кирьяк Степанович добился пересмотра плана строительства с помощю взятки. Даже сумму приводят – 5 000 рублей золотом. Так ли это было – трудно сказать. Но вот в финансировании разработки нового проекта и прокладки трассы железной дороги ялуторовские купцы участие принимали.

Иван Трикачёв и Андрей Панфилов  четыре года работают в одном экипаже Заводоуковского межмуниципального отдела вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Тюменской области. А впервые их пути пересеклись ещё десять лет назад, только они об этом тогда не знали.

 

Старший полицейский Иван Трикачёв  и полицейский-водитель Андрей Панфилов – дважды гвардейцы.
Сейчас они служат во вневедомственной охране войск Национальной гвардии, а в 2007 году служили в самой элитной части российской армии – Президентском полку.

В Москве землякам-сибирякам встретится не довелось: первый служил в подразделениях охраны Кремля, а второй водителем.

Л. Н. Басов,
директор МАУК ЗГО
«Заводоуковский краеведческий музей»

 

 

1 ноября 1913 года, началось «правильное движение» по Тюмень – Омской железной дороге, строительство которой велось с 1909 года. Одной из станций новой магистрали стала Заводоуковская. В истории нашего города начался новый этап. Но через Заводоуковск железная дорога прошла во многом случайно и только благодаря инициативным людям, нашим землякам.

Надо сказать, что всё железнодорожное строительство в Сибири тесно связано с энтузиастами, патриотами края. Самая первая сибирская железная дорога – Уральская горнозаводская – тоже строилась по инициативе наиболее дальновидных людей своего времени. Достаточно вспомнить первого почётного гражданина Тюмени Евгения Васильевича Богдановича, генерала, члена Совета Министерства внутренних дел, посланного разрешить проблему регулярных голодовок в Пермской губернии. Ознакомившись с положением на Урале, он сделал вывод, что единственный способ решения проблемы – это постройка железной дороги к хлебородным уездам Тобольской губернии.

   

Календарь событий

Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»