Миллер К. А.,
экскурсовод Юргинского
краеведческого музея

Далеко за линией фронта находились земли нашего района. Но и здесь люди жили войной, совершали трудовые подвиги. 2 914  семей проводили на фронт мужей, отцов, старших братьев, их место на полях и фермах заняли женщины и подростки.

6 октября в районе было создано 13 военных пунктов по обучению военному делу.

30 июня 1941 года при районном здравотделе открыты курсы подготовки медицинских сестёр. Сорок девушек без отрыва от производства осваивали необходимую фронту профессию. Эти курсы действовали в течение всей войны.

Жители района активно участвовали в сборе денежных средств в фонд обороны. «Всё для фронта!» Под таким девизом осенью 1941 года начался сбор тёплых вещей и подарков для воинов Красной армии. За два с половиной года войны на нужды Красной армии было собрано около 8 тысяч тёплых вещей; 308 полушубков, 767 пар валенок, 1 355 пар шерстяных рукавиц, 572 пары суконных носков и других изделий ручной работы.

 Райпромкомбинат организовал производство обозовещевого имущества для фронта. Были введены в эксплуатацию цехи по смолокурению, углежжению, пошивочные, бондарные, засолки и сушки грибов. Было принято решение о более полном использовании рыбных запасов местных водоёмов.

Большая часть техники была отправлена на фронт. Работать приходилось на коровах, лошадях или вручную. В 1944 году в районе работали 632 мужчины и 3 030 женщин.

На женские плечи легла тяжёлая забота кормить и одевать фронт. Женщины, девушки заканчивали курсы трактористов и заменяли мужчин, ушедших на фронт.

Самоотверженно трудились в годы войны трактористки: из Юргинской МТС Екатерина Ивановна Халина, сёстры Зинаида и Антонина Хрущёвы, Анна Павловна Степанова.

Е. Г. Семёнова, Е. К. Семёнова и В. М. Мезенцева годовой план тракторных работ за 1943 года выполнили на 200-260%. Также трудились Пелагея Ивановна Казанцева, Нина Степановна Чемакина, Ольга Анкушева, то[1]карь Вера Петровна Казанцева, шофёры Вера Петровна Фёдорова, Евдокия Максимовна Черкашина и многие другие.

Зинаида Яковлевна Коровина десять лет с 1941 по 1951 год проработала трактористкой в Юргинской МТС. Рядом с ней трудилась Раиса Андреевна Малышкина из села Володино. Каждое утро она спешила на работу в Юргу к шести утра пешком в любую погоду. Раиса Андреевна вспоминала: «Было очень голодно, когда сеяли, мешочек с зерном опускали в радиатор, зерно распаривалось, и потом его ели».

Капа Аксёнова. Ей не было 15-ти лет, когда началась война. Отец погиб, защищая Москву, позднее погиб брат Михаил. Проучилась пять лет и пошла работать в колхоз, в 1943 году закончила курсы трактористов и приняла старенький ХТЗ, на нём пахала и сеяла.

Работала без сменщика Сергиенко Валентина Зиновьевна. Днём пахала или сеяла, а ночью ремонтировала трактор, подтягивала подшипники. Басова Клавдия Лукьяновна вспоминала: «Работали дотемна, до глубокой ночи, в сумерках впереди трактора отправляли кого-нибудь из девчонок с фонарём, иначе насеешь как попало».

Из воспоминаний Чемакиной Анны Ивановны (в годы войны она работала бригадиром и председателем колхоза в деревне Трошино Лабинского сельсовета): «В деревне не хватало техники. Резко сократилось поголовье лошадей. Землю приходи[1]лось пахать на коровах. Случалось так, что в плуг впрягались женщины. Работали с ранней зари до тёмной ночи. Не думали об отдыхе, зная о том, что нашим мужьям на фронте нужен хлеб и другие продукты».

 Собранный хлеб необходимо было доставить в Омутинку, к железной дороге. Грузили мешки в телеги, запрягали быков. На дорогу до Омутинки и обратно уходило по несколько дней.

 Наравне со взрослыми работали дети. Екатерина Максимовна Горлатова. Для неё детство закончилось 27 августа 1941 года, когда отца призвали на фронт, а она вместо него стала пасти колхозных овец. Ей было всего 13 лет. Екатерина Егоровна Мостовщикова в 1941 году в возрасте 14 лет пошла работать вздымщицей в леспромхоз.

 Михаил Иванович Налобин также с 14 лет начал работать в леспромхозе. Из воспоминаний Марии Григорьевны Степановой (работала в химлесхозе сборщицей живицы): «Нужно было каждый день ходить и собирать набежавшую смолу в вёдра, уносить в хранилку и выливать в большие бочки».

 Константин Андреевич Перевозкин в самом начале войны лишился обеих ног. Но восстанавливаться пришлось недолго. Стал работать бригадиром тракторной бригады, встал за штурвал комбайна «Коммунар». Проработал 27 сезонов, намолотил тысячи тонн зерна. За свой трудовой подвиг был награждён медалями «За освоение целинных и земель», «Ветеран труда».

С полной выкладкой возможностей работа[1]ла государственная химическая промышленность, базирующаяся на территории нашего района. В 1944 году Юргинский и Агаракский химлесхозы добыли 1497 тонн живицы, выполнили план на 104%.

К началу войны в районе было засеяно разными культурами 20 430 гектаров земли. 17 300 занимали яровые культуры.

Мужчины на фронте. Тракторы, грузовики, кони на фронте и на оборонных заводах. Горючего почти нет, уборка военных лет – косы да серпы. На пашне работали все, кто способен был двигаться. Основной груз ответственности лежал на плечах женщин. Работали как одержимые, на износ, по 10-12 часов в сутки. За свой труд материального вознаграждения практически не получали. Концы с концами сводили за счёт доходов от личного подсобного хозяйства.

 Несмотря на трудности, колхозы района наращивали производство продуктов земледелия и животноводства. В 1944 году сдали государству хлеба на 79 000 пудов больше, чем в 1943 году, картофеля на 42 000 пудов больше, молока на 9 790 пудов больше.

В колхозах полностью рассчитались с государством и сдали сверх плана в фонд Красной армии 734 центнера хлеба. Лесохимическая промышленность выполнила годовой план на 104%, сдав за 1944 год живицы на 227 тонн больше, чем в 1943 году.

Высоких результатов достигли в работе звенья: Басовой (из колхоза «Красная нива»), вырастившие 150 пудов зерна с гектара; Старцевой Нины Ивановны (из колхоза им. 1 Мая), получившие по 900 пудов с гектара. В животноводстве: телятница Сандакова Анна за два года вырастила 33 телёнка, доярка из колхоза «Ильич» Зобнина Анна Михайловна надоила 1 580 литров молока, Калинин из колхоза «КИМ» сохранил 100% ягнят, конюх Порядин Андрей Иванович вырастил 76 жеребят без падежа (колхоз «Трудовик»).

В 1945 году 149 человек партийного советского актива и передовиков сельского хозяйства Юргинского района были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

 Среди награждённых очень много женщин. Так, например, в списке представленных к награждению по указу Шипаковского сельского совета 14 человек – и все женщины. Среди них Татьяна Гордеевна Коновалова. Запись в характеристике гласит: «заменила мужчину, ушедшего на фронт, овладела трактором, а бригада, где она работала, была одной из лучших в районе». Омария Павловна Перевозкина: «колхозница с 1930 года, выполняла нормы всегда на 120% и с хорошим качеством и вырабатывает за год 400-500 трудодней». Коневозчик Анастасия Андреевна Семёнова в колхозе с 1932 года, «безотказно работала в любую погоду, выполняла все задания».

 Газета «Коммунар» № 122 от 19 октября 1941 года писала: «Существенную помощь оказывали школьники, силами учеников С.- Плетнёвской школы убраны в колхозе лён и картофель».

Собрание партийного актива подвело итоги работы района за первые полтора года войны: «трудящиеся района с небывалым патриотическим подъёмом единодушно включились во всенародное движение по оказанию помощи Красной армии и укреплению оборонной мощи нашей страны».

Но последствия войны были крайне тяжелы для района: снизилось поголовье скота, валовый сбор зерна, урожайность. Посевная площадь колхозов составила 71 % от довоенной. Хорошую технику и лошадей забрали в начале войны на нужды обороны. Оставшиеся тракторы и автомашины износились, а рабочие лошади ослабли, так что в 1946 году на посевной использовали коров.

В 1941 году Юргинский район принял детей из блокадного Ленинграда. Володинский интернат – 105 воспитанников, Агаракский интернат – 137, Юргинский интернат – 142, Лабинский интернат – 90, Бушуевский детский дом – 120 детей-сирот.

В школах не было ни учебников, ни тетрадей. Писали на старых газетах чернилами из сажи, разведённой в молоке. Всю осень работали в колхозе, копали картофель, рвали лён и коноплю. Однако учились, получали знания. Дети считали хорошую успеваемость своего рода помощью фронтовикам, для них это был посильный вклад в Победу. «А какие концерты ставили ленинградцы!»  – вспоминали старожилы села Лабино.

«Никогда не забыть День Победы – 9 мая 1945 года. Ленинградские дети соорудили виселицу и повесили чучело Гитлера. Так и болталось оно во дворе в течение трёх дней»,  – вспоминал очевидец тех событий Анатолий Петрович Пашин. Летом 1945 года детей Ленинграда проводили домой.

Без тыла не было бы и фронта. Победа наших солдат на полях сражений была возможна, потому что женщины снабжали фронт продуктами, оружием, одеждой. И каждый солдат чувствовал и знал, что он защищает не только страну, но и свою мать, жену, сестру, своих детей.

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2020.- СС. 63 - 65.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»