О конференции "Наше наследие"

 

Традиционная краеведческая конференция «Наше наследие», проходившая в городе Заводоуковске 21–22 октября 2025 года, была посвящена 60-летию образования Заводоуковского района и 65-летию со дня присвоения Заводоуковску статуса города, а также 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Доклады на конференцию «Наше наследие» предоставили учёные, сотрудники музеев, краеведы и исследователи из Перми, Омска, Тюмени, Салехарда, Тобольска, Ишима, Ялуторовска, Заводоуковска, других районов области.

Участники конференции отметили, что краеведческая исследовательская работа является важнейшим фактором и компонентом в деле сохранения культурно-исторического наследия края, патриотического воспитания детей и молодёжи. Они  рекомендовали оргкомитету и учредителям продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие». Очередную конференцию  посвятить:

- основанию старейших городов Сибири – Тюмени и Тобольска;

- юбилеям лётчиков-космонавтов СССР Л. С. Дёмина и В. М. Комарова.



https://rutube.ru/video/07ea7b5d5f00912de29989b018d50cff/?r=plemwd 

   

Цеп (молотило) – ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев) после жатвы.  Цеп обычно состоит из двух (реже – нескольких) подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) - рукоятка и более короткая (до 0,8 м) - рабочая часть, ударяющая по злакам. 
Из цепа возникла разновидность холодного оружия — боевой цеп, а в Японии и Китае — нунчаки. 


У восточных славян – русских, белорусов, украинцев – до начала XX века преобладали архаические способы молотьбы. Наиболее древним среди них считается самый простой –вколачивание, когда снопом бьют (а в разных областях это происходит по-разному) либо о край бочки, корзины, ступы, куда и падает зерно, либо о край доски, лавки, козел, под которыми расстелен холст для зерна. Такой способ молотьбы упоминается в рассказах жителей Московской, Нижегородской, Псковской, Новгородской обл. Им пользуются, если нужно срочно получить немного зерна для сиюминутных нужд, при этом солома остается неповрежденной, ее можно использовать в хозяйстве, например для покрытия крыш.
Другой способ – топтание снопов, при котором зерна вытаптывались людьми или рабочим скотом. В ряде мест лошадей и волов к тому же впрягали в телеги или катки – большие каменные валы с выступами (обычно на Украине) или деревянные валы с зубьями (в Сибири).
Существовала и молотьба самыми что ни на есть примитивными орудиями типа изогнутой палки, толстой ветви с суком, которые назывались кичига, лапа, палица. Обычно ими обивали лен и коноплю, но на территории северного наречия – Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонецкая губ – так обмолачивали и хлебные злаки.
Но самым распространенным орудием молочения, конечно же, был цеп.

Обычно русские молотили на току в 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу. Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы.

В крестьянской культуре трудовые процессы получили отражение в играх, песнях, загадках, пословицах. Вот примеры загадок про цеп, в которых передается ритм молотьбы:

1) Летят гуськи, деревянные носки,
Летят и говорят: «То-то мы, то-то мы!»

2) Чикатунчики летят, «Чи-ка-чок! Чи-ка-чок»,
Меж собою говорят: «Чи-ка-чок, чок, чок!»

 А в этой загадке обыгрываются особенности работы цепа:

Над головой крутится,
в руках вертится, стучит и гремит,
ничего не говорит.

 Пословица учила: Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб.

#культуразаводоуковска #культуравмассы

   

Календарь событий

Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»