Иванов К.С.,
научный сотрудник МАУК
«Ишимский историко-художественный музей»

 

Нехватка автомобилей, тракторов, лошадей в городе привела к тому, что с 1942 года начали активно возить и пахать на коровах. Весной 1942 года было отмечено, что в совхозах «быки и холостой скот – коровы для посевной не обучаются». Было принято решение «немедленно приступить к обучению бычков, яловых коров и нетелей к работе в упряжи». Для изготовления упряжи артели имени Ильича отпустили 300 кг варонины, подхомутники и подчерезседельники. В дополнение к вышеперечисленным мерам, 29 апреля 1942 года Горсовет решил «в соответствии с постановлением бюро Омского Обкома ВКП(б) и исполкома Облсовета … в 1942 году запретить всем предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам г. Ишима производить забой молодняка КРС» [1]. Этим решением в области создавался определенный резерв тягловой силы, который сыграл заметную роль уже в 1943 году.

Ещё одной особенностью военных лет было сокращение численности лошадей в Ишиме. Причины разнообразные: изнурительный труд, нехватка кормов, болезни, низкая зажеребляемость конематок – не более 10%. 4 мая 1942 года горсовет отмечал, что руководители учреждений и предприятий г. Ишима «довели состояние конского поголовья до заболевания лошадей чесоткой, истощения, травматических повреждений и повсюду варварское отношение к коню» [2]. Несмотря на принятые меры, в ноябре 1942 года отмечалось то же самое.В январе 1943 года ветеринарная проверка показала, что из осмотренных 340 лошадей 131 лошадь поражена чесоткой.       Проверка от 20 августа 1943 года по конскому поголовью выявила, что из осмотренных 411 лошадей 202 поражены чесоткой. Причиной такой ситуации, в первую очередь, была элементарная запущенность конского поголовья – сказался призыв опытных возничих с многолетним стажем в армию и смена их юными и неопытными работниками. Также сказывалась частая смена руководителей организаций.

 В 1943 году помимо чесотки в Ишиме был зарегистрирована ещё одна болезнь, поражающая лошадей – африканский сап. Численность лошадей в Ишиме (без лошадей в частном владении) быстро сокращалась: поголовье на 01.01.1943 – 773 лошади, через год, на 01.01.1944 – 448, сокращение на 285 голов [3]. Особенно падёж затрагивал лошадей в 25-летнем возрасте и старше. Потеря для Ишима почти 300 лошадей за один год была настоящей катастрофой.Под срыв могли попасть вывозки дров, торфа, зерна во время уборочной, могли сорваться снегоочистительные работы в зимний период. Отлаженный ритм хозяйственной жизни нарушался. Были приняты различные меры, решили запретить водопой лошадей из прорубей до снятия карантина тем хозяйствам, в которых обнаружены заражённые лошади.За укрывательство падежа директору табачной фабрики тов. Иванову выписали штраф 1000 руб., причём, чтобы продемонстрировать решительность другим руководителям организаций, Горсовет обязал Иванова выплачивать штраф из личных средств. По всему Ишиму решили провести побелку и очистку конюшен. Ситуация была настолько серьёзной, что все помещения обрабатывали крепким раствором щёлока, а конский навоз необходимо было вывозить для перегнивания, складывать в кучи указанных Облисполкомом размеров, покрывать сеном на 10 см, а затем землёй также на 10 см [4].

Нарушителей на этот раз привлекали не только к административной, но и к уголовной ответственности. До июня 1944 года численность лошадей уменьшилась ещё на 24 головы, до 424. Из этого числа были осмотрены 263 лошади, из них 46 были заражены чесоткой и африканским сапом. Впервые в истории города по этому поводу решили создать чрезвычайную комиссию: для обеспечения спецодеждой выделили для неё 10 метров брезента и 60 метров мануфактуры, отремонтировали газокамеру. На этот раз все организации были предупреждены, что к судебной ответственности будут привлекать за неисполнение указаний ветврачей.  И хотя был назначен срок полной ликвидации инфекции – 1 августа 1944 года, до конца года накладывали карантин ещё 2 раза - на хозяйство геодезического отряда и Райпотребсоюза из-за обнаруженной чесотки. Сокращение численности лошадей приводило к тому, что оставшихся здоровых животных использовали с большей нагрузкой. Поэтому Горисполком рассылал по организациям требования «жеребых маток и лошадей ниже средней упитанности поставить на отдых».

Можно сделать вывод, что поголовье трудоспособных лошадей в годы войны в Ишиме сократилось более чем на 40%. Это напрямую отразилось на повседневной жизни ишимцев: грузы часто доставлялись не вовремя, возить и пахать приходилось на своих коровахи быках. Оставшиеся без топлива организации простаивали, планы регулярно не выполнялись, что вносило дезорганизацию в общественную и хозяйственную жизнь города. Ещё одним фактором, из-за которого лошади использовались на пределе возможностей, а также повсеместно началось использование коров в качестве тягловой силы, была нехватка автомобилей. По степени исправности машины делились на три категории, сразу после начала войны в армию были отправлены машины первой и второй категорий, то есть с минимальной выработкой, а машины третьей категории, которым уже требовался ремонт, оставлены в пользование народного хозяйства.

Ситуацию с ремонтом осложняло то, что на запасные части в июле 1941 года была наложена бронь, и возможности восстановления машин на местах с самого начала были очень ограниченные. Начиная с 1942 года, внедрялась практика реставрации запчастей, то есть когда вышедшие из строя детали подвергали полукустарному ремонту, который носил чисто механический характер, без учёта технологических особенностей металла. Это приводило к кратковременному эффекту, и машина снова выходила из строя. Как отмечал ишимский Горком, летом 1942 года в городе было 120 грузовых автомобилей, ходовых – 93, газогенераторных – 20, тракторов – 6 единиц [5].  В конце 1942 года в годовом отчёте УНКВД Омской области «О состоянии автотранспорта Омской области» общее количество машин в Ишиме оценили в 132 единицы, но на ходу числилось уже 90 единиц [6]. В марте 1943 года отмечалось, что «автопарк города продолжает простаивать в ожидании ремонта, в эксплуатации 50%», то есть около 75 машин, что свидетельствует о снижении численности исправных автомобилей в городе.   При этом ремонтом было «охвачено ремонтом 20%, остальные ждут ремонта» [7], то есть для остальных попросту не было запчастей.  Кроме этого, несмотря на регулярные авто курсы для девушек, шофёров не хватало. Было решено провести переподготовку на газогенераторные автомобили, а «за вывод из строя и пережог горючего судить». Газогенераторные автомобили хотя и позволяли экономить драгоценный бензин, имели меньшую мощность и грузоподъёмность, их котлы под топливо часто прогорали из-за использования неподходящих материалов, требовали ремонта.

Столь ограниченный авторесурс города в первую очередь использовался для перевозки зерна из районов в город, как тогда говорили – «глубинной перевозки зерна» и грузоперевозки в обратном направлении. В течение военных лет была проделана большая работа по борьбе с «холостыми» поездками, то есть без груза. Шла борьба за каждый час работы автомобиля. Так на городской партконференции начальник Союззаготтранса заметил, что «никто не помогает автотранспорту при погрузке и разгрузке машин. Разгрузка проходит очень медленно, машины простаивают по несколько часов»[8].

Чтобы жители города и района могли больше передвигаться по направлению «город - районы» Горсовет распорядился брать водителям с собой пассажиров. Впервые такую практику стихийно применили, когда в Ишим прибыло много эвакуированных, и их надо было развозить по районам. Требовался более систематизированный подход и весной 1945 года Горисполком распорядился загружать порожние автомобили пассажирами в обязательном порядке. В целом же нехватка автомобилей серьёзно отразилась на хозяйственных возможностях организаций города, в первую очередь на вывозке топлива, так как его надо было везти с больших расстояний. Переход на газогенераторные установки решением одной проблемы – расхода топлива - породил целый комплекс новых проблем – от постоянных поломок газогенераторных установок до необходимости создавать запасы деревянных чурок, что опять же требовало затрат. В итоге экономию, полученную от газогенераторных установок можно назвать весьма условной. С 1942 года происходило неуклонное снижение численности исправных автомобилей в Ишиме, часть из них списали, часть в неисправном состоянии простояла всю войну во дворах различных организаций. Неоднократны были случаи постановки на баланс города найденных бесхозных автомобилей, которые использовались как доноры запчастей для исправных машин.

Острый недостаток автомобилей привёл к тому, что лошадей использовали на пределе их возможностей, именно здесь берёт своё начало то «варварское отношение к коню», которое постоянно упоминалось на заседаниях Горсовета. В свою очередь эпидемия чесотки и африканского сапа была причиной снижения численности лошадей по г. Ишиму. В итоге всё это приводило к тому, что простые ишимцы снова и снова были вынуждены запрягать скот в подводы, а то и в плуг, что сказывалось на тех же надоях молока, размер которых напрямую влиял на рацион средней ишимской семьи. Таким образом, становится хорошо видно, что государство во время войны переложило на простых граждан и их подсобные хозяйства немало своих обязанностей, что и позволило сконцентрировать ему необходимые материальные ценности для снабжения армии и достижения Победы.

Источники:

  1. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф.752. ОП. 1. Д. 4. Л. 61.
  2. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф.752. ОП. 1. Д. 4. Л. 63.
  3. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф.752. ОП. 1. Д. 6. Л. 283.
  4. 4.Исторический архив Омской области Ф.737. ОП. 1. Д. 406. Л. 15.
  5. ГАСПИТО Ф. 48, ОП. 1, Д. 68, Л. 74.
  6. Исторический архив Омской области Ф.737. ОП. 1. Д. 406. Л. 75.
  7. ГБУТО «ГА в г. Ишиме». Ф.752. ОП. 1. Д. 6. Л. 188.
  8. ГАСПИТО Ф. 48, ОП. 1, Д. 155, Л. 8.

Краеведческая конференция «Наше наследие-2016»:материалы докладов и сообщений//под ред. Р. Г. Назаровой, Л. Н. Басова, Т. С. Воеводиной, А. А. Севостьянова.-Ишим, 2016.-СС. 34 - 36.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   

Календарь событий

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»