Сидорова С. Ю.,
доктор музейного дела (МАААК),
к. филос. н., генеральный директор
ГАУК ТО «Тюменское музейно-
просветительское объединение»

 

Актуальные вопросы формирования музейного пространства региона
(из опыта юга Тюменской области)

 

Российские музеи сегодня – одна из наиболее доступных и динамично развивающихся институций, выполняющих функции по сохранению, пополнению, изучению и представлению культурного наследия. Музеи – это важный и по-своему уникальный ресурс укрепления культурной идентичности народов России и единства российского общества.

Влияние учреждений музейного типа на уровень культуры населения, формирование его региональной идентичности имеет многолетнюю практику. Система государственной поддержки сферы культуры в Тюменской области является продуктивной и динамично развивающейся.

На сегодняшний день музейная сеть Тюменской области включает:

1) государственные музеи в рамках ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение» («Музейный комплекс им. И.Я. Словцова»; Исторический парк «Россия – Моя история», «Тобольский историко-архитектурный музей заповедник»; «Ялуторовский музейный комплекс»);

2) три муниципальных музея (г. Ишим, г. Заводоуковск, Уватский район) и 19 музейных отделов (комнат) при муниципальных учреждениях культуры;

3) семь ведомственных и частных музеев (четыре частных музея: «Музей Распутина» (ИП Смирнов В.Л.), НП Историко-культурный центр Казанский, НП Историко-культурный центр музей «Царская пристань» и дом-музей Зулейхи Алишевой (не является юридическим лицом).

В 2016 г. по поручению Правительства Тюменской области Департаментом культуры разработана концепция развития музеев Тюменской области. Стратегическими приоритетами региональной музейной политики на 2018-2022 гг. были выбраны:

1) создание музеев: Музей Освоения Сибири, Исторический парк «Россия – Моя история», Биеннале современного искусства (Тюмень), Мемориальный музей Императорской семьи Николая II, интерактивный музей «Посад Сибирских старожилов» (Тобольск), «Торговые ряды» (Ялуторовск);

2) модернизация действующих музеев, формирование культуры музейного посещения, удовлетворение потребностей современного посетителя музея посредством объединения ресурсов и применения инновационных технологий;

3) развитие музейного пространства как открытой и социально-комфортной среды для содержательного досуга всех категорий граждан. Организация сетевого партнёрства и взаимодействия в рамках профессионального сообщества, как в России, так и за рубежом;

4) использование технологий эффективного менеджмента и некоммерческого маркетинга в представлении историко-культурного наследия Тюменской области, эффективное использование бюджетных средств.

Задачи первого пункта в основном выполнены (в плане создание Музея Сибири). Развитие музейного пространства Тюменской области в рамках остальных направлений предполагает налаживание эффективного взаимодействия музеев различных уровней подчинения. Оно реализуется в разных формах, предполагает совместное использование ресурсов для развития культуры региона с целью обеспечения доступности культурных ценностей для населения юга Тюменской области.

  1. Основным проблемным вопросом, который негативно сказывался на развитии музеев Тюменской области, показателях посещаемости многих из них, являлось отсутствие единых административных, организационных и экономических подходов к экспозиционно-выставочной деятельности, хранению и восстановлению музейных коллекций, использованию и развитию материально-технической базы и кадрового потенциала, вовлечению музеев в сферу просветительской деятельности и туризма. В этом направлении ведётся работа с муниципальными музеями (семинары), проводятся конференции («Словцовские чтения», «Наше наследие» и др.). Необходимо продолжить формирование на научной основе единых подходов, развивать обмен профессиональным опытом.
  2. Виртуализация музейного пространства. Первоначально информационные технологии стали востребованы в организации учётно-фондовой и научно-исследовательской работы музея: создание электронных каталогов и т.п. Развитие мультимедийных технологий сделало возможным представить в электронном формате не только тексты, но и изображения, в том числе динамические, а также звуки. В контексте музейной деятельности информационные технологии позволили каждому музею открыть своё представительство в виртуальном пространстве: сайты музеев, группы в социальных сетях и даже виртуальные музеи. С другой стороны, совершенствуется оборудование, которое используется в музейных экспозициях и на выставках. Это позволяет существенно увеличить объём контента того или иного проекта. Виртуализация радикально изменила способ организация музейного пространства, содействовала расширению доступа к музейным предметам и коллекциям. Актуально создание единого виртуального пространства, использование современных информационных технологий (проект «Цифровая культура»).
  3. Актуализация традиционных подходов к представлению музейных предметов и коллекций. До сих пор нередко мы наблюдаем моральное и физическое устаревание постоянных экспозиций, их несоответствие современному уровню развития музейного дела, недостаточность применения современных технологий в экспозиционной деятельности, преимущественное сохранение консервативных подходов к экспонированию музейных коллекций и организации музейного показа по принципу «руками не трогать!», минимальное использование интерактивных элементов активизации посетителя.

Традиционный подход сохраняет своё значение, так как доступ к подлинному предмету невозможно в полной мере заменить никаким аналогом. В этом направлении музеи, помимо представления предметов и коллекций на своих площадях, продолжают создавать и реализовывать передвижные проекты, рассчитанные на широкую аудиторию, находящуюся за пределами места прописки музея. Пример – проект «Приобщение» (ГАУК ТО «ТМПО»). Следует наладить взаимодействие в рамках реализации подобных проектов.

  1. Формирование современных культурных практик. Это специфические формы коммуникации, в контексте музейного пространства – прикладные действия, которые музей предпринимает для осуществления своего функционирования в обществе и для общества [1].

Востребованность музея во многом зависит от его способности быть интересным, стать местом, где можно найти ответы на актуальные вопросы. При этом в числе ожиданий посетителя: квалифицированные специалисты, современный формат представления информации, деятельностный (компетентностный) подход. Реализация социокультурной функции музея подразумевает нацеленность на творческое развитие личности, стимулирование социальной сплочённости общества, осуществление социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, целенаправленную работу с представителями всех социальных слоёв, включая социально незащищённые категории, мигрантов и др. Требуется организовать эффективное сотрудничество для успешной реализации образовательного потенциала музеев.

  1. Разрозненность среди музеев наблюдается в практике организации государственно-частного партнёрства, создании туристских региональных маршрутов, использовании материально-технической базы музеев, включая ресурсы инфраструктуры, фондов, персонала.

Общая задача музеев юга Тюменской области заключается в формировании единого музейного пространства, формировании устойчивой узнаваемости территории. Непропорциональность формирования территориальных исторических и культурных брендов связана с тем, что каждый музей развивает это направление локально, посредством заявления местных творческих инициатив, что приводит к бессистемности и весьма слабому утверждению позиций на туристическом рынке. Сюжеты (бытовые) экспозиций и выставок повторяются, однако не создают целостного образа региона.

Сейчас в регионе есть несколько узнаваемых музейных брендов. Например: Тобольский Кремль, Духовная столица Сибири, Сибирская ссылка, Тюмень – Врата Сибири, Деревянное зодчество тюменских усадеб, Ялуторовские декабристы-просветители. В отношении других брендов нужна систематическая работа и стратегия длительного развития. Музеи должны стать более значимой частью туристического кластера региона, способной повысить конкурентоспособность Тюменской области на туристическом рынке. В этом отношении большую роль играет уровень развития инфраструктуры музейного пространства.

Выводы

Важнейшими задачами музеев в контексте формирования музейного пространства является координация научно-исследовательской, фондовой, просветительной деятельности, перспективное планирование и рациональная организация туристских маршрутов. Для их решения необходимо более глубокое понимание роли профессионального музейного сообщества региона в сохранении преемственности и стратегическом развитии музейного дела. Основные позиции:

– расширение профильного разнообразия, модернизация государственных и муниципальных музеев, создание регионального научно-исследовательского центра, широкое представление музейных ценностей в экспозициях, выставочных проектах и музейных программах;

– формирование кадрового потенциала за счёт привлечения в отрасль молодых специалистов;

– формирование профессионального сообщества в регионе;

– создание централизованной современной системы обеспечения безопасности музейных предметов, коллекций, сотрудников, посетителей и объектов;

– организация конкурентной среды для содержательного семейного отдыха населения;

– позиционирование музеев в качестве современных культурных центров, площадок активной коммуникации;

– интеграция областных музеев в глобальное музейное пространство.

           

 

Литература:

 

  1. Ильбейкина М.И. Современные музейные практики: 2000–2012 гг. // Современные проблемы науки и образования. 2013. №1. URL: https://science-education.ru/pdf/2013/1/335.pdf (дата обращения: 15.10.2019).

 

Краеведческая конференция "Наше наследие": материалы докладов и сообщений.- Ишим, 2019.- СС. 52- 55.

Вы не можете комментировать данный материал. Зарегистрируйтесь.

   
© МАУК ЗГО «Заводоуковский краеведческий музей»