Е.А. Ефременко,
студентка 2 курса,
Е.П. Ермачкова, 
к. и. н., зав. кафедрой ГиЕНД
филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ»
 в г. Заводоуковске
По мере складывания и укрепления Российского централизованного государства происходило расширение его территории – преимущественно за счёт освоения новых территорий, таких как Сибирь. Уже к концу XVI века началось освоение Западной Сибири. Так как расселение русских людей здесь совершалось по водным путям, первые остроги ставились преимущественно на берегах рек. В укреплённых поселениях размещались немногочисленные отряды казаков и служивых людей. К концу XVII века численность русского населения Сибири достигала 150 тыс. человек.
Для регулярного сообщения с Зауральем в 1689 году была учреждена государственная почта от Москвы через Тобольск до Нерчинска. Три раза в год увозили почту из столицы на далёкую окраину Московского государства. При этом пользовались гужевыми дорогами, вьючными тропами, а в период короткого северного лета плыли по рекам.
29 ноября 1824 года Департамент мануфактур и внешней торговли предписал тобольскому губернатору представлять ежегодно сведения о том, «какого рода суда бывают строимы: мореходные, озёрные или речные, из какого лесу, и какой меры, и сколько в течение года каких именно судов, также где было построено, где они плавание имеют». Губернатор отдал соответствующее распоряжение, и спустя некоторое время из округов стали поступать сведения о постройке гребных и парусно-гребных судов, которые затем вошли в «Дело о судоходстве по пристаням Тобольской губернии и о судостроении 1826 года». Как отмечали чиновники, в Ишимском уезде «судоходных дел, так и исправления судов не имеется», в Тарском уезде «верфей и судостроения не имеется», в то время как население Туринского, Ялуторовского и Тюменского округов «издавна» занималось судостроительным производством.
Первым центром судостроения следует назвать Ялуторовский уезд, где речные суда изготавливались в шести волостях. В Бороушинской волости в д. Гилёвой и Хохловой, в д. Пономаревой, в Лыбаевской волости в д. Носковой, в Суерской и Бердюжской волости, в Поляковской волости у д. Шадриной. Судостроителями были Л. Мясников, И. Долганов, Лушниковы, С. Мерзляков, Г. Хохлов, Г. Грязнухин.
В Курганском уезде центрами судостроения являлись деревни Коробейниково и Малочеуская, Утяцкая, Старая Лушникова. Барки изготовляли такие мастера, как Ф. Плотников, Е. Я. Охохонин, П. И. Калашников, Т. И. Мекинин, С. Н. Коробейников, Д. Бурцев.
В Туринском уезде в этот период существовали три плотбища, расположенные по берегам реки Туры. Одно из корабельных устройств находилось в д. Сорокиной (Коркинская вол.), два других в деревнях Давыдковой и Коржавиной. Мастерами были А. Ф. Коржавин, С. В. Первушин и Д. И. Буланов.
В Тюменском уезде строительство судов сосредоточилось в Липчинской волости: в деревнях Шехаревой, Голышевой, Калугиной, Решетниковой, Овчинниковой и Бурмакиной. Деревянные суда для перевозки незначительного количества грузов изготавливали И.Наумов, И. Третьяков, Т. Галкин.
В ХIX столетии сформировалась система речного судоходства Западной Сибири по рекам Иртыш, Тобол, Тура, Обь, Томь. Как отмечалось в «Списке населённых мест Тобольской губернии 1871 года», Тюмень соединялась с Тобольском, Берёзовом, Обдорском, Томском, Барнаулом и Семипалатинском с помощью лёгких речных судов и пароходов. В некоторые местности Пелымского края, Тобольского, Тарского, Сургутского и Березовского округов можно было попасть только по рекам[1]. Перевозка грузов и пассажиров проводилась по определённым маршрутам, что позволяло значительно сэкономить время и средства, попасть в труднодоступные места во время весенней и осенней распутицы.
Таблица 1.
Основные направления речного судоходства в Западной Сибири в XIX веке
| 
 Прибрежные селения и пункты  | 
 Деревень  | 
 Сёл  | 
 Юрт  | 
 Вёрст  | 
|
| 
 от пун.  | 
 всего  | 
||||
| 
 Тобольск – Тюмень По рекам Иртышу, Тоболу и Туре  | 
|||||
| 
 Впадение в Иртыш Тобола  | 
 15  | 
 3  | 
 7  | 
 5  | 
 5  | 
| 
 Впадение в Тобол Тавды  | 
 13  | 
 1  | 
 3  | 
 113  | 
|
| 
 Впадение в Тобол Иски  | 
 -  | 
 1  | 
 180  | 
||
| 
 Впадение в Тобол Варваринки  | 
 3  | 
 1  | 
 3  | 
 5  | 
 185  | 
| 
 Впадение в Тобол Туры  | 
 4  | 
 1  | 
 1  | 
 3  | 
 246  | 
| 
 Впадение в Туру Пышмы  | 
 10  | 
 3  | 
 5  | 
 23  | 
 331  | 
| 
 Тобольск – Омск По рекам Иртышу  | 
|||||
| 
 Впадение рк. Тобола  | 
 3  | 
 2  | 
 8  | 
 5  | 
 5  | 
| 
 Впадение рк. Вагая  | 
 9  | 
 2  | 
 2  | 
 9  | 
 84  | 
| 
 Впадение рк.Супры  | 
 10  | 
 7  | 
 20  | 
 159  | 
|
| 
 Устье рк. Ишима  | 
 8  | 
 2  | 
 4  | 
 1  | 
 346  | 
| 
 Устье рк. Туя  | 
 4  | 
 2  | 
 12  | 
 495  | 
|
| 
 Устье рк. Шиша  | 
 2  | 
 1  | 
 4  | 
 610  | 
|
| 
 Устье рк. Оша  | 
 1  | 
 1  | 
 10  | 
 659  | 
|
| 
 Устье рк. Уя  | 
 3  | 
 3  | 
 6  | 
 3  | 
 688  | 
| 
 Устье рк. Тары  | 
 28  | 
 7  | 
 2  | 
 7  | 
 778  | 
| 
 Тобольск – Томск По рекам Иртышу, Оби, Томи  | 
|||||
| 
 Начало Тобольского у.  | 
 17  | 
 2  | 
 9  | 
 5  | 
 5  | 
| 
 Впадение рк. Боровой  | 
 2  | 
 1  | 
 1  | 
 5  | 
 94  | 
| 
 Устье рк. Носки  | 
 1  | 
 1  | 
 132  | 
||
| 
 Устье рк. Алымки  | 
 5  | 
 1  | 
 138  | 
||
| 
 Устье рк. Туртаса  | 
 31  | 
 7  | 
 9  | 
 6  | 
 167  | 
| 
 Устье рк. Конды  | 
 3  | 
 2  | 
 12  | 
 461  | 
|
| 
 Впадение прот. Неулевой  | 
 4  | 
 2  | 
 2  | 
 11  | 
 525  | 
| 
 Устье рк. Вагры  | 
 1  | 
 1  | 
 12  | 
 848  | 
|
| 
 Устье рк. Ваха  | 
 -  | 
 2  | 
 6  | 
 22  | 
 997  | 
| 
 Устье рк. Тыма  | 
 1  | 
 1  | 
 3  | 
 1275  | 
|
| 
 Устье рк. Васьюгана  | 
 4  | 
 3  | 
 23  | 
 15  | 
 1327  | 
| 
 Устье рк. Чулыма  | 
 7  | 
 3  | 
 3  | 
 3  | 
 1631  | 
| 
 Устье рк. Томи  | 
 7  | 
 1  | 
 1  | 
 8  | 
 1737  | 
Сибирское купечество, заинтересованное в увеличении скорости товарооборота и расширении экономических связей, задумалось о строительстве собственного речного флота, грузоподъёмность которого в сотни раз превышала грузоподъёмность саней и телег.
В июле 1834 году тюменский купец второй гильдии Наум Андреевич Тюфин побывал в гостях у своего родственника – нижегородского купца Сомова. Осмотрев пароход «Выкса», сибирский купец решил, что ему крайне необходим подобный корабль для перевозки товаров по Туре и Тоболу. И уже в 1838 году первый тюменский пароход мощностью в 50 сил, был спущен на воду. При этом монах, которому поручили написать краской название парохода «Основатель» на колесном кружале, не рассчитал размеры, и у него не вошли четыре последние буквы. Получилось «Основа».
Это был грузовой деревянный корабль, для того чтобы он случайно не перевернулся, к кожухам колёс привязывали брёвна-плавники, а по палубе от одного борта к другому катали тачку с грузом. Сам пароход строился в Туринской слободе, а паровую машину для него изготовили в Нижнем Тагиле. Выглядел со стороны пароход необычно: из трубы столбом летели искры, капитанская рубка отсутствовала, ручной штурвал представлял собой огромное горизонтальное колесо. Двигалось судно со скоростью пешехода. Лишь в 1843 году этот пароход, сменивший владельца, совершил грузовой рейс до Тобольска длиной 397 верст, ведя за собой баржу грузоподъёмностью 15 тыс. пудов (в пересчёте на современные меры веса - 240 т).
В 1840 году крупный сибирский золотопромышленник купец первой гильдии Н. Ф. Мясников купил «Основу» у Тюфина и получил привилегию на организацию пароходства по рекам Оби, Тоболу, Иртышу. В 1843 году новым владельцем «Основы» стал чиновник Главного Управления Западной Сибири – А. Ф. Поклевский-Козелл. После того, как в 1845 году он установил новую машину (60 л.с.), изготовленную в Швеции, судно совершило пятидневный рейс в Тобольск.
В 1846 году тюменский купец Н. Швецов купил построенный в Нижнем Тагиле небольшой пароход (30 л.с.) «Взор» и составил компанию Поклевскому-Козеллу. Так, в Обь-Иртышском бассейне возникло первое судоходное предприятие «Пароходство А. Ф. Поклевского-Козелла и Ко». Вскоре после этого «Взор» с баржами на буксире совершил первый рейс на линии Тюмень-Томск. Удачное плавание заинтересовало многих тюменских купцов настолько, что четверо из них – Маркин, Хаминов, Кондинский и Тецков заказали в Бельгии в 1853 году буксирный железный пароход «Ермак» мощностью в 100 л.с. и организовали пароходную компанию «Польза». В 1854 году «Ермак» дошёл до Барнаула, а в 1865 году – до Бийска. Выложив за «Ермак» 40 000 рублей, компаньоны «Пользы» вскоре не только покрыли эти расходы, но и извлекли из своего предприятия немалую выгоду.
После того как в 1858 году в товарищество «Польза» вступил владелец будущего Падунского винокуренного завода А. Ф. Поклевский-Козелл, оно стало называться «Опыт». Теперь по линии Тюмень-Томск курсировали «Ермак», «Иртыш», «Тоболяк», совершая за навигацию по 6 рейсов каждый, перевозя на буксируемых баржах около 100 тыс. пудов различных товаров[2]. В том же 1858 году купец Рязанов получил 10-летнюю привилегию на пароходное плавание между Тобольском и Берёзовом, основал товарищество, на собранные средства выстроил пароход в 36 сил на Екатеринбургском механическом заводе. Правда, из-за несовершенства конструкции, судно большей частью простаивало. Начиная с 1861 года пароход «Тайга» курганского купца Ф. Шишкина в 25 сил совершал рейсы из Берёзова по северным рекам Сосьва, Ляпина и Мань Устанавливается движение и по Иртышу. В 1870 году тобольские купцы М. Д. Плотников и С. О. Горский с берёзовским купцом А. И. Шишкиным основали товарищество на вере «Дружина» сроком на 4 года для развития пароходного движения и торговли по рекам Нице, Туре, Тавде, Тоболу, Иртышу, Оби и Томи.
В 1860 году в Тюмени открылся завод английских промышленников Гуллетов. А четыре года спустя в пригородной деревне Мыс купцом Игнатовым был заложен еще один судостроительный завод, со временем ставший крупнейшим от Волги до берегов Охотского моря: с его стапелей сошло свыше сотни различных пароходов, а также множество барж, катеров и шлюпок. На заводе был применен целый ряд уникальных для своего времени технологических новшеств. В частности, это было самое первое в городе электрифицированное предприятие. Для подготовки квалифицированных специалистов на территории завода было построено народное училище. Третьим крупным судостроительным предприятием, основанным в Тюмени, стал завод, принадлежавший семье англичан Вардроппер.
До революции по рекам Обь-Иртышского бассейна ходило 191 паровое судно, 135 из них были построены в Тюмени.
Таблица 2.
Развитие пароходства по рекам Тобольской губернии
  в 1860-1868 гг.[2]
| 
 Количество  | 
 1860 г.  | 
 1861 г.  | 
 1862 г.  | 
 1863 г.  | 
 1864 г.  | 
 1865 г.  | 
 1866 г.  | 
 1867 г.  | 
 1868 г.  | 
| 
 пароходов  | 
 12  | 
 15  | 
 14  | 
 13  | 
 12  | 
 23  | 
 26  | 
 26  | 
 21  | 
| 
 судов  | 
 283  | 
 315  | 
 373  | 
 393  | 
 432  | 
 320  | 
 337  | 
 374  | 
 402  | 
| 
 плотов  | 
 1951  | 
 1650  | 
 
  | 
 2081  | 
 871  | 
 1437  | 
 1380  | 
 1540  | 
 1752  | 
| 
 судорабочих  | 
 10398  | 
 11618  | 
 
  | 
 11473  | 
 14569  | 
 11876  | 
 10224  | 
 10468  | 
 8134  | 
| 
 Ценность груза (руб.)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 2182710  | 
 1432275  | 
 1380360  | 
 2735713  | 
 2735713  | 
 2142903  | 
Путешествие на пассажирском пароходе от Тюмени до Томска занимало в среднем 8-12 дней, грузы преодолевали этот путь за месяц. Одним из недостатков оставался короткий срок навигации, который, как правило, продолжался от 90 до 100 дней. Иногда из-за ранних морозов реки покрывались льдом, прекращая всяческое движение по воде. Так, в 1857 году пароход «Ермак» замёрз около Сургута, «Основа» не дошёл 200 вёрст до Томска. Проезд пассажиров на пароходах по западносибирским рекам не предусматривал какого-либо комфорта, люди размещались прямо на палубах рядом с лошадьми и коровами, в каютах первого класса имелись только лавки. Тем не менее количество пассажиров, решивших воспользоваться речным транспортом, постоянно росло. Если в 1838 - 1849 годах через Тюмень из европейской части в Сибирь на пароходах и баржах перевезли около 4,5 тыс. переселенцев, то за 1852 – 1861 годы – уже 25 тыс. С 1870–х годов эти перевозки осуществлялись по специальным правительственным договорам – с пониженными льготными тарифами. Компенсируя последнее, пароходчики брали на борт как можно больше людей, набивая их в трюмы, чуть ли не стоя. Условия длительных плаваний были ужасными и сопровождались массовыми заболеваниями. Ещё хуже приходилось арестантам, которых грузили по 8-9 тыс. на одно небольшое судно. По распоряжению правительства с 1864 года пароходная перевозка ссыльных была признана более экономичной по сравнению с гужевой. В результате каждый прибывший с арестантской баржей пароход привозил с собой в Томск несколько десятков жертв.
Первой в Западной Сибири перевозкой пассажиров серьёзно занялась барнаульская купчиха Евдокия Ивановна Мельникова. В 1892 году на заводе Пирсона-Гуллета она заказала специальный пассажирский пароход «Кормилец» в 200 сил, в носовой части которого был оборудован салон и каюты 1-го класса, а в кормовой – каюты 2-го класса и общий зал для пассажиров 3-го класса. 20 июня 1893 года этот пароход отправился в свой первый рейс до Томска, двигаясь по 20 вёрст в час.
Томский купец В. Е. Ельдельштейн спустил второй пассажирский пароход – «Любимец», построенный на том же заводе Пирсона-Гуллета и имевший небольшие грузовые трюмы. Четыре года спустя Ельдельштейн строит ещё один пассажирский пароход «Евгений», но уже по американскому образцу. Таким образом, условия перевозки пассажиров значительно улучшились. Министерство путей сообщения направило в регион особых чиновников, которые должны были следить за движением пассажиров и грузов по сибирским рекам. Так, в 1900 году техниками, заведующими обстановкой на реках Тура, Тобол, Иртыш, соответственно являлись Алексей Никанорович Раздобурдин, Иван Иванович Башлыков и Иван Дмитриевич Шевелёв. Обязанности начальников постов на пристанях исполняли: в Тюмени – Георгий Андреевич Иоскус, в Тобольске – Фёдор Семёнович Смирнов, в Омске – Николай Михайлович Панов, в Павлодаре – Евгений Михайлович Брусянов [3].
Одним из крупных владельцев пароходов, курсирующих по рекам Западной Сибири, являлись купцы Колмаковы. У них имелись буксирные пароходы «Ялуторовец» (построен в 1875 году), «Ук»; ялуторовский купец 2-й гильдии А. В. Колмаков владел товаропассажирским пароходом, который назывался «А.В.К. Наследница». Среднему брату принадлежал буксир «Помощник наследницы», буксирный пароход «Василий» - товариществу купцов братьев Колмаковых. В разное время Колмаковы владели пятью пароходами, некоторые из них заходили на пристань деревни Пономарёвой Заводоуковской волости, доставляя грузы для предприятий, размещённых на Колмаковской Заимке [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что речное западносибирское пароходство оказало значительное влияние на развитие экономики Зауралья, пройдя сложный этап развития от простых лодок до многосильных пароходов. Сегодня в регионе существует довольно обширная система речного транспорта, которая берёт своё начало в дореволюционном прошлом, при этом сохраняются и приумножаются традиции речников, потомки не забывают сибирских предпринимателей, стоящих у истоков организации этого вида транспорта.
Литература:
- Список населённых мест Российской империи по сведениям 1868-1869 годов. Тобольская губерния.- СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1871. – с. 13.
 - Там же. С. 31.
 - Адрес-календарь Тобольской губернии на 1901 год. – Тобольск: Губернская типография, 1900. – С.157.
 - Ермачкова Е.П. Летопись земли Заводоуковской. – Заводоуковск, 2006. – С.256.